Выездная налоговая проверка 2017

Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку

Н. В. Фирфарова

Журнал «Налоговая проверка» № 3/2017

Автор, опираясь на недавние разъяснения контролирующих ведомств, раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных проверок.

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Анализ информации.

Анализируется вся информация, поступающая в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

  • суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

  • суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

  • показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

  • сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

  • факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок.

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

  • у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

  • результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступные критерии оценки рисков.

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

  • имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

  • имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

  • отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

  • имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

  • выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

  • имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

  • имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3-НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

  • строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

  • не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

  • неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

  • имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Чиновники о деятельности с высоким налоговым риском.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03-02-07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие:

  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-01-11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать?

Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата (Информация ФНС России):

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

0 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03-02-08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;

  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);

  • официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

* * *

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.

<Письмо> ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (с изм. от 15.01.2019) «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Приложения к данному документу не применяются по мере реализации в Прикладной подсистеме «Контрольная работа» Автоматизированной информационной системы «Налог-3» форм, направленных письмом ФНС России от 15.01.2019 N ЕД-4-2/356@.

  • Письмо
    • 1. Общие положения
      • 1.3. Ограничения при проведении выездных налоговых проверок
        • 1.3.1. Ограничения по предмету проверки
        • 1.3.2. Ограничения по проверяемому периоду
        • 1.3.3. Ограничения по количеству проверок
        • 1.3.4. Контроль соответствия цен рыночным
    • 2. Место проведения выездной налоговой проверки
    • 3. Выездные налоговые проверки, проводимые независимо от времени или от времени и предмета проведения предыдущих проверок
    • 4. Срок проведения выездной налоговой проверки
    • 5. Порядок проведения выездной налоговой проверки
    • 6. Окончание проведения выездной налоговой проверки
    • 7. Направление (вручение) акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка
  • Приложение N 1. Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов
  • Приложение N 2. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки

Открыть полный текст документа

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Обновление: 14 августа 2017 г.

Правильность уплаты налогов может быть проверена налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, которая регламентируется ст. 89 НК РФ. Это самый эффективный механизм для выяснения налоговых обязательств налогоплательщика, так как проводится на основании документов, могут применяться и иные меры налогового контроля.

Проведение проверки

Правила не претерпели изменений, и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году подчиняется тем же требованиям. По решению руководителя налогового органа проверяется деятельность налогоплательщика, но не более чем за три года. При этом проверка проходит на основании анализа документов налогоплательщика по одному или нескольким налогам.

Если налогоплательщик применяет специальный режим, то проверяется соблюдение требований к спецрежиму. Если применяет общий режим или упрощенный с учетом расходов, то тщательно проверяются расходные документы и документы, которые являются основанием для налоговых вычетов.

Заканчивается проверка составлением акта. Достаточно подробно в разд. 5 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» указаны порядок проведения проверок, документы, которые могут быть истребованы у налогоплательщиков, мероприятия, которые проводит налоговый орган при проведении выездной проверки. Например, в отношении запроса в рамках обмена информацией с другими государствами указаны основания, при которых может быть направлен запрос. При этом указано, что такой запрос может быть направлен, если исчерпаны другие возможности.

Критерии для планирования проверок

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены критерии, используемые налоговыми органами при проведении проверок. Каждый налогоплательщик может оценить деятельность своей организации или деятельность ИП, насколько велика вероятность выбора именно его для проверки. Выделены 12 критериев, по которым и оценивается необходимость проведения проверки:

  1. Низкая налоговая нагрузка
  2. Более двух лет были убытки
  3. Вычеты НДС составляют более 89% за год
  4. Расходы увеличиваются, при этом доходы или не увеличиваются, или увеличиваются незначительно
  5. Низкая заработная плата работников, при этом данные сравниваются со статистикой по отрасли и региону
  6. Если налогоплательщик применяет специальный режим, то учитывается частое (более двух раз в год) приближение к такому лимиту. Учитываются все показатели, например численность до 100 человек при УСН, физические показатели при ЕНВД. Приближение учитывается в переделах 5%
  7. Для ИП, применяющих общую систему налогообложения, – если сумма расходов составляет более 83% от доходов
  8. Применение налоговых схем
  9. Отсутствие пояснений, документов по запросам налоговой, а также утрата, порча документов
  10. Частый переход из одной налоговой в другую
  11. Уровень рентабельности не соответствует среднему по отрасли
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском

В этом документе содержатся данные о налоговой нагрузке, рентабельности, то есть налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько его финансовые показатели могут заинтересовать налоговые органы и быть предметом для включения в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, указаны признаки налоговых рисков, например, в отношении контрагента налогоплательщика это отсутствие какой-то подтверждённой информации – нет рекламы компании, по официальному адресу сотрудников компании нет, с руководством невозможно связаться. При этом компания не зарегистрирована в ЕГРЮЛ или запись о копании исключена. Для снижения таких рисков на сайте ФНС есть сервис по проверке контрагента, где указаны ранее выявленные лица, допустившие нарушения. Могут быть и другие признаки, например, нехарактерная для данной отрасли отсрочка платежа. Чем больше таких факторов, тем выше налоговые риски. При этом организация, выявив их, может самостоятельно откорректировать обязательства и подавать уточненную декларацию вместе с пояснительной запиской с просьбой учесть эту информацию при отборе объектов для выездной проверки.

Блог о налогах Владимира Турова

Специально для журнала «Финансовый директор» налоговый специалист юридической компании «Туров и Партнеры» Наталья Брылева описала пошаговую методику подготовки к налоговым проверкам 2017 года.

Что будут искать налоговики во время налоговой проверки 2017. Чек-лист, который поможет подготовиться к проверкам бизнеса.

Приоритетными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов являются недопущение повышения налоговой нагрузки и одновременное увеличение поступлений налогов в бюджет. В связи с этим налоговые проверки не то чтобы станут реже – они будут всеобъемлющие и дотошные. Тем более что инструментов для сбора оснований проведения налоговых проверок у инспекторов стало еще больше. Итак, что же будут искать налоговики в 2017 году при налоговых проверках бизнеса.

Все ли предприятия зарегистрированы и поставлены на учет в фондах

Первое, что проверяют на налоговой проверке – все ли предприятия зарегистрированы. Если используются печати, бланки, формы несуществующих компаний, это будет квалифицировано по статье 171 УК РФ как «Незаконное предпринимательство», максимальное наказание – 5 лет лишения свободы. С 1 января 2017 года к налоговикам переходят функции контроля за правильностью исчисления и своевременной уплатой страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС. Теперь такой контроль будет осуществляться по общим правилам проведения налоговых проверок и регулироваться Налоговым кодексом РФ. Но периоды, истекшие до 2017 года, будут проверяться по старым правилам органами ПФР, ФСС РФ. В рамках выездных проверок налоговики проверят и уплату налогов, и страховых взносов. Ожидается, что сборы страховых взносов увеличатся за счет передачи таких полномочий ФНС, так как налоговики уже давно выработали методику взыскания налоговых недоимок, в том числе путем запугивания (см. как подготовиться к налоговое проверке).

Создавали ли вы сами или ваши сотрудники в последние десять лет «левые» фирмы

Во время налоговой проверки в 2017 году существуют риски применения статьи 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» УК РФ. Максимальное наказание по 173.1 – до 5 лет лишения свободы.

Во время налоговых проверок инспекторы будут искать признаки обналичивания через подставные компании

Обналичивание денежных средств, помимо обвинений в неуплате налогов по статьям 198, 199, подпадает под статью 3 закона 115-ФЗ. Это чревато внимательной проверкой на причастность к экстремизму и финансированию терроризма. И тут вероятно начнут применять статьи 174 и 174.1 УК РФ «Легализация денежных средств …полученных преступным путем», максимальное наказание – до 7 лет лишения свободы. И здесь налоговикам будет в помощь уже отработавшая год система АСК НДС-2.

Обратите внимание, что компании, которые обязаны сдавать декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки смогут представлять налоговым органам пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). При представлении пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными. Еще один механизм налоговиков воспользоваться невнимательностью бизнесменов и сбоями в компьютерных технологиях, чтобы взыскать штраф за неправомерное несообщение сведений налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ. Штраф в размере 5 тыс. руб. взыскивается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений, когда уточненная налоговая декларация не сдана в срок (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

К тому же, теперь, если налогоплательщик не подключился к электронному документообороту, банкам разрешено приостанавливать операции организации по ее счетам в банке и переводы ее электронных денежных средств.

Имеют ли место факты искусственного завышения закупочных цен (завышения себестоимости) продукции (сырья, материалов)

Обнаружить искусственное завышение закупочных цен во время налоговой проверки 2017 сложно, но если налоговикам это удастся, компании грозит как минимум ответственность по Налоговому кодексу. Остальное будет зависеть от суммы недоплаченных налогов. Повышенная налоговая санкция за неуплату налогов в результате применения нерыночных цен между взаимозависимыми лицами начинает действовать при проверках контролируемых сделок только за налоговые периоды, начиная с 2017 года (подробнее о взаимозависимых лицах в налоговых правоотношениях).

Вся ли ваша заработная плата, заработная плата ваших сотрудников, иной доход ваш и ваших сотрудников легальны, и с них полностью платятся налоги и страховые взносы?

Трудно доказуемое нарушение. Так как при разрешении дел о выплатах конвертных зарплат сотрудникам в судебном порядке, арбитры принимают во внимание только конкретные суммы «серых» зарплат, с которых можно доначислить соответствующие взносы. Если сотрудник будет говорить, что ему когда-то работодатель выплачивал около 3000 руб. наличкой, то такие показания в суде приняты не будут. Однако налоговики попытаются привлечь компанию к ответственности по статье 199.1 УК «Неисполнение обязанности налогового агента» до 6 лет лишения свободы и естественно недоимки, пени, штрафы.

Нелегальные нелицензионные программы

Любимая тема оперативников и следователей во время налоговых проверок и в этом и в 2017 году. Статья 146 УК – до 6 лет со штрафом в полмиллиона.

Как подготовиться к налоговой проверке 2017. Чек-лист

Советую бизнесменам еще до налоговой проверки самостоятельно оценить риски привлечения своей компании к налоговой ответственности.

Минимальный проверочный список должен содержать в себе:

  1. Проверьте наличие папок и документов в них по следующим блокам:
    • банковские документы;
    • кассовые документы;
    • договоры;
    • кадровые документы;
    • документы общего характера (учредительные документы, аренда, коммуналка, прочие);
    • документы на основные средства и нематериальные активы;
    • книги и журналы.
  2. Возьмите все выписки по банку.
  3. Возьмите любую выписку по банку за любой день.
  4. Возьмите любую операцию, отраженную в банковской выписке.
  5. Потребуйте все документы по данной операции. Пройдитесь по всей цепочке движения документов и денег, имеющих отношение к данной операции: договор, счет, счет-фактура, накладные, товарные чеки и так далее – смотрите абсолютно все первичные документы по данной цепочке.
  6. Если это была операция на покупку оргтехники, проверьте физическое наличие оргтехники, паспорта на нее, накладные или товарные чеки, счета, счета-фактуры, акты ввода в эксплуатацию, проводки по бухгалтерии, амортизацию и так далее.
  7. Затем проверяйте отчетность. Отчетность перед государством рекомендую проверить за последние три года.
  8. Убедитесь в физическом наличии отчетности, ее стыковке между собой, документах подтверждающих платежи государству.
  9. Проверьте прочие документы: передвигайтесь по офису от одного рабочего места к другому, берите первый попавшийся документ на столе, спрашивайте: «что это?», «где это должно лежать?», и пусть сотрудник назовет это, положит это на место или выбросит в мусорную корзину, если это не нужно.
  10. Записывайте все недостатки, чтобы потом составить программу по их устранению. Дополнительно пригласите опытного бухгалтера (не аудитора, для этого есть свои причины) и пусть он проверит отчетность и ведение регистров.

Обязательно проверьте, чтобы каждое предприятие (ИП), используемое вами в бизнесе, соответствовало признакам добросовестности и самостоятельности. Соберите базовый пакет документов для подтверждения проверки контрагента: запросите копии учредительных документов, паспортов первых лиц компании, оттиски печатей и образцы подписей и т.п.

Проведя юридическую диагностику компании, вы будете готовы к настоящей налоговой проверке и в 2017 году и в любое время.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *