Тип платежа 1

Самые актуальные вопрос для заемщика связаны с погашением кредита: сумма и дата платежа, способы оплаты и многое другое.

Платеж по кредиту состоит из основного долга и процентов. Основной долг — это размер кредита. А проценты — это сумма, которую берет банк за пользование кредитом.

Есть два вида платежей — аннуитетный и дифференцированный. Выясняем, что это такое, и чем они отличаются друг от друга.

Аннуитетный платеж

Аннуитетные платежи одинаковы, но соотношение в них основного долга и процентов — разное. Здесь проценты за пользование начисляются на остаток долга, поэтому в начале кредита — процентов больше, основного долга — меньше. А к концу кредита — наоборот.

Однако есть случаи, когда платежи не будут одинаковыми. При выходе на пенсию в период кредита, график рассчитывается «ступенькой». До пенсии платежи считаются из текущего дохода клиента, а после — из минимального уровня пенсии.

Также аннуитетный платеж может измениться при досрочном погашении кредита.

Размер платежа клиент всегда может посмотреть в графике, который менеджер по ипотеке предоставляет на сделке.

Как погасить аннуитетный платеж

Оплата аннуитетного платежа может только безналичная. Клиент пополняет свой обычный счет, затем деньги, согласно платежному поручению, автоматически поступают на кредитный счет, который называют ссудным.

Клиент может оплатить кредит несколькими способами: через «Сбербанк Онлайн» на сайте или в приложении, через банкоматы, терминалы и в офисах Сбербанка в регионе обслуживания кредита. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Дата оплаты кредита может совпадать с датой выдачи, а может и отличаться — на усмотрение заемщика. В платежную дату до 21:00 средства должны быть на счету клиента, указанном в поручении. Лучше перевести деньги накануне.

Важно! Если дата платежа выпадает на выходной или праздничный день, то списание произойдет в этот день, если на счету есть деньги. А если их нет, то пополнить счет можно в первый рабочий день после выходных. И это не будет считаться просрочкой.

Дату платежа можно менять, но не чаще 1 раза в год. Для этого надо написать заявление в отделении банка в городе выдачи кредита. При этом дата последнего кредитного платежа не меняется — она всегда будет соответствовать дню предоставления кредита.

Таким же образом можно поменять и счет списания. В новом поручении вам надо указать несколько счетов и очередность списания. Если сумма платежа больше, чем денег на первом счете, остаток спишется со второго, если и на нем не хватит средств — то с третьего и так далее.

Если по каким-то причинам заемщик не может пополнить счет, то можно погасить кредит со счета другого человека. Такой платеж делается разово, поручение на автосписание оформить нельзя. Если кредит в рублях, то счет может быть любого человека, если в валюте — только поручителя.

Дифференцированный платеж

При дифференцированном платеже ежемесячные платежи становятся меньше, сумма основного долга в платеже всегда будет одной и той же. А вот проценты, начисляемые на остаток основного долга, будут уменьшаться по мере выплаты кредита. Ежемесячная сумма основного долга считается просто — сумма кредита делится на количество платежей.

Здесь нет графика платежей, а есть срочное обязательство, по которому клиент обязуется оплачивать кредит.

Кредиты с дифференцированными платежами выдавались в Сбербанке до 2011 года, а сейчас выдаются только с аннуитетными.

Как погасить дифференцированный платеж

Оплата возможна и наличным, и безналичным способом сразуна ссудный счет. Варианты оплаты такие же, как при аннуитете: через «Сбербанк Онлайн», банкоматы или в офисе банка.

Важно! Погашение кредита не привязано к определенной дате. Клиент должен оплатить кредит не позднее 10 числа месяца, следующего за платежным.

Например, кредит выдан 13 июня 2010 года, соответственно первый платежный месяц — июль, поэтому первый платеж клиент должен осуществить не позднее 10 августа 2010 года.

Сумма платежа здесь меняется ежедневно, т.к. проценты начисляются на остаток по кредиту каждый день. Узнать актуальную сумму можно в дату погашения в офисе банка, в «Сбербанк Онлайн», банкомате и контактном центре.

Сейчас читают

Инструкция: как правильно оформить справку о доходах

Виды налоговых платежей

Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из четырех однотипных, но имеющих свои особенности, видов платежей в бюджетную систему: собственно налоги, сборы, пошлины, другие обязательные (фискальные) платежи. Их специфика тесно связана с иной видовой классификацией налоговых платежей — регулярные и разовые, общие и целевые платежи.

Регулярные налоги и другие обязательные платежи уплачиваются постоянно, в установленные сроки по истечении определенного налогового или отчетного периода, до тех пор пока имеются основания для налогообложения — субъект, объект и налоговая база. К таким платежам относится основная масса платежей налогового типа. Разовые налоговые платежи взимаются единовременно, по мере того как возникает объект обложения и другие основания, но для них не установлен налоговый период. Примером разовых налоговых платежей могут служить государственная пошлина, а также в значительной части сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Рис. 4.1. Классификация налоговых платежей

Те налоги, которые установлены не с целью покрытия конкретного расхода, называются общими. Большая часть налоговых платежей развитых стран относится именно к такому типу налогов. В отличие от общих налогов за каждым видом целевого налогового платежа закрепляется определенный вид (виды) публичных расходов. К целевым налогам и платежам в России относятся: налоги — источники дорожных фондов (акцизы на продукты нефтепереработки, транспортный налог), поступающие в федеральный и региональные (местные) дорожные фонды для финансирования дорожных работ; страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды для финансирования расходов на выплату государственных пенсий, пособий и других социальных выплат и др.

Целевые налоги имеют свои достоинства и недостатки. С теоретических позиций в них наиболее наглядно проявляется возвратный, возмездный, ценовой характер налоговых платежей. Их использование в налоговой практике не лишено своих преимуществ по сравнению с общими налогами. Открытость общественного предназначения и целей взимания таких платежей дает государству преимущества психологического характера, выражающиеся в большей готовности налогоплательщиков уплачивать налоги, которые могут принести реально ощутимые блага (услуги), а не только осознание выполненного общественного долга.

Тем не менее налоговая система страны не может строиться только или в основном на целевых налоговых платежах. Во-первых, большую часть расходов по финансированию процесса воспроизводства общественных благ (услуг) сложно или практически невозможно справедливо распределить по конкретным налоговым источникам и отдельным налогоплательщикам — потребителям этих благ (публичных услуг). Придется настолько перестраивать налоговую систему, что никакие преимущества целевых налогов не покроют всех финансовых и трудовых затрат, связанных с коренной реорганизацией и функционированием такой системы налогообложения. Во-вторых, в связи с конкретной привязкой большинства расходов к соответствующим налоговым доходам возникнут дополнительные сложности в процессе планирования, утверждения и исполнения бюджета. В-третьих, правительство лишится возможности перераспределения средств, оперативного маневра доходными источниками в ходе исполнения бюджета в силу их строго целевого предназначения (недоимки по одним налогам и сверхплановые налоговые поступления по другим — это реальность, от которой нельзя застраховаться).

Названных причин достаточно для того, чтобы государство строило систему налогообложения на принципе рационального сочетания общих и целевых налогов, с акцентом на первые. Поэтому в современных налоговых системах развитых стран преобладают общие налоговые платежи.

Деление налоговых платежей на четыре вида: собственно налоги, сборы, пошлины и другие обязательные (фискальные) платежи — имеет под собой как формальное (юридическое), так и содержательное (экономическое) основание.

В НК РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Это и есть достаточно полное юридическое определение отдельного платежа в форме собственно налога.

Такие налоговые платежи устанавливаются, взимаются и администрируются исключительно в соответствии с налоговым законодательством, контроль за соблюдением которого осуществляют налоговые органы.

Сборы и пошлины также представляют собой самостоятельные виды платежей налогового типа, но они имеют ряд отличительных особенностей.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина (таможенная, государственная) — налоговый платеж, устанавливаемый за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг уполномоченным органом публичной власти.

Налоговый кодекс РФ не дает определения пошлины, понимая под ней, видимо, разновидность сборов. При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Следует различать сборы и пошлины как налоговые платежи (налоговые сборы и пошлины) и сборы и пошлины неналогового типа (неналоговые сборы и пошлины). Последние отличаются от первых тем, что они являются исключительно разовыми платежами, у них отсутствуют законодательно установленные основные элементы налогообложения и они, как правило, устанавливаются не законодательно, а нормативными правовыми актами правительства с целью покрытия конкретных расходов государственных учреждений по оказанию определенных услуг, выдаче разрешений (лицензий) и проведению определенных мероприятий.

К неналоговым сборам и пошлинам относятся:

  • • сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на розничную продажу алкогольной продукции;
  • • прочие лицензионные сборы;
  • • плата за пользование водными объектами;
  • • таможенные сборы;
  • • плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • • разовые платежи при лесопользовании;
  • • разовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • консульские сборы;
  • • патентные пошлины;
  • • плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, за выдачу копий договоров и иных документов;
  • • декларационный платеж;
  • • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);
  • • плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий и сооружений1.

По сути неналоговые сборы и пошлины являются единственной платой за соответствующую услугу, оказываемую плательщику уполномоченным органом, за получение от него разрешения, информации или подтверждения прав плательщика.

По мнению российских специалистов, пошлины и сборы в отличие от общих налогов всегда имеют определенную цель и специальные интересы . Если бремя собственно налогов может распределяться как по принципу получения благ (услуг), так и по принципу платежеспособности в зависимости от вида и целевого характера налога, то бремя сборов и пошлин формируется и распределяется преимущественно на основе принципа полученных благ (услуг) и непосредственно не учитывает платежеспособность плательщиков.

Основными целями установления сборов и пошлин налогового типа являются не только обеспечение платности совершаемых органами публичной власти и должностными лицами юридически значимых действий в пользу плательщиков (включая предоставление определенных прав), но и государственное регулирование, учет и контроль определенных видов деятельности (природопользования, перемещения товаров через таможенную границу страны и др.), защита отечественных товаропроизводителей от внешней экспансии, имущественных и иных прав плательщиков. Экономический интерес плательщиков налоговых сборов и пошлин заключается в получении через уплату этих платежей конкретных прав, выгод или правовой защиты.

Налоговые сборы и пошлины отличаются от неналоговых прежде всего тем, что они регламентируются исключительно законодательными правовыми актами (Налоговым и Таможенным кодексами), т.е. имеют законодательно-правовую форму и все основные элементы налогообложения (плательщики, объект, база расчета, ставки, порядок исчисления и уплаты). Российское налоговое и бюджетное законодательство не относит таможенные пошлины к налоговым доходам бюджетной системы, несмотря на то, что им присущи все отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2) с тем лишь отличием, что порядок их взимания регламентируется не налоговым, а таможенным законодательством.

Налоговые сборы могут быть регулярными, разовыми и комбинированными (сочетать оба порядка уплаты), а пошлины носят разовый характер. Существуют и другие, более значимые различия между этими двумя платежами налогового типа. Учитывая российское и западноевропейское налоговое и иное законодательство, а также позиции специалистов в области налогового права, можно провести четкое разграничение сферы распространения этих платежей.

Под сбором следует понимать налоговый платеж за обладание специальным правом или за предпочтение при оказании услуги органом публичной власти и управления (в России — это только сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов). Пошлины (таможенная и государственная) представляют собой платежи налогового типа, устанавливаемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом публичной власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной границы, выдача и регистрация документов, судопроизводство и многое другое). При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Учитывая специфику налоговых сборов и пошлин по сравнению с общими налогами, при их установлении следует исходить из следующих практических соображений:

  • 1) размер сборов и пошлин по возможности должен быть соизмерим с выгодой плательщиков;
  • 2) величина ставок сборов и пошлин не должна ограничивать возможности юридических и физических лиц в реализации своих конституционных прав, но давать возможность получать плательщикам от государства полный перечень соответствующих благ (выгод) и услуг.

Еще одним видом налоговых платежей являются другие обязательные (фискальные)* платежи в бюджеты бюджетной системы, которые ни в учебной отечественной литературе, ни в налоговом и бюджетном законодательстве обычно не относят к категории налоговых. В большинстве случаев это противоречит и теории, и практике налогообложения. Такого рода платежам присущи, как правило, все основные отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2), включая их законодательно-правовую форму и полный набор основных элементов налогообложения (плательщики, объект, период расчета, база исчисления, ставки, порядок и сроки уплаты).

В России к другим обязательным (фискальным) платежам налогового типа можно отнести:

  • • страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
  • • плату за заготовку древесины, отпускаемой на корню, и другие виды лесопользования (лесные подати);
  • • регулярные платежи (плата) за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (это единственный вид обязательных платежей, которые в соответствии с БК РФ отнесены к налоговым доходам).

Таким образом, другие обязательные (фискальные) платежи — это разновидность налоговых платежей, которым присущи все отличительные признаки налогов, но правоотношения по установлению, взиманию и администрированию которых регулируются не налоговым, а иным специальным законодательством. Плательщикам безразлично, на основе какого законодательства (налогового или неналогового) они обязаны уплачивать в бюджеты эти платежи, а поэтому они считают их налогами наравне с налогами и сборами, установленными НК РФ.

  • Статья 8 НК РФ.
  • Несмотря на название некоторых платежей — «плата», отличающееся от названий»сбор, пошлина», они, по сути, являются разновидностями сбора.
  • Налоговое право : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 29—30.
  • См.: Государственное право Германии. Т. 2. М. : ИГП РАН, 1994. С. 124; Налоговоеправо : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 30—33.
  • Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.
  • 2 Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.

Тип налогового платежа

Тип налогового платежа — это определение вида платежа в классификации фискальных отчислений в бюджет государства. Несмотря на то, что в действующем фискальном законодательстве отсутствует данное понятие, термин широко применяется в хозяйственной деятельности субъектов. В статье расскажем о действующей классификации налоговых платежей по типам.

Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.

Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:

  1. Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
  2. Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
  3. Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.

В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).

Классификация фискальных обязательств

Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:

Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».

Иные фискальные изъятия

Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:

  • сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
  • торговый и курортный сборы;
  • платежи за добычу полезных ископаемых;
  • взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
  • иные формы изъятия.

Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ (англ. tax payment) – форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством государства. Система Н.п., установленных законодательством, составляет доходы гос. бюджета. Источник Н.п.: для юридич. лиц – прибыль с капитала или рента с земли, для физич. лиц – собственные доходы. Платежи предприятия из прибыли в бюджет (как форма распределения прибыли (чистого дохода) между предприятиями и гос-вом) являлись одним из осн. источников формирования доходов гос. бюджета быв. СССР (в 1960 – 24,2% доходов бюджета, в 1970 – 34,6%, в 1985 – 30,6%). Первоначально Н.п. из прибыли в бюджет были введены налоговой реформой 1930–32 гг. в виде отчислений от прибыли. Н.п. производились в размере разницы между плановой суммой прибыли и плановыми затратами предприятия и орг-ции (но не менее 10%). С 1965 (после сент. Пленума ЦК КПСС, изменившего порядок планирования и экономич. стимулирования) размеры платежей ставились в зависимость от суммы закрепленных за ними средств, для чего были введены новые виды платежей: плата за осн. производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды); фиксированные (рентные) платежи и свободный остаток прибыли, подлежащий взносу в бюджет. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от июня 1979 пром. министерствам на основе утвержденных в пятилетнем плане заданий предусматривалось устанавливать стабильный норматив отчислений от прибыли (дифференцированный по годам), оставляемый в их распоряжении на финансирование капитальных вложений, погашение кредитов банков и уплату процентов по ним, обеспечение прироста оборотных средств, создание единого фонда науки и техники, фондов экономич. стимулирования и осуществления др. плановых затрат по развитию отрасли. Министерствам предоставлялось право устанавливать соотв. нормативы отчислений от прибыли всесоюзным (республиканским) пром. объединениям, производственным об-ниям и предприятиям с учетом особенностей их производства и уровня рентабельности. Одновременно в пятилетнем плане утверждалась ( в целом и с распределением по годам) абс. сумма отчислений от прибыли в бюджет, внесение к-рой гарантировалось министерствами. При невыполнении плана прибыли в к.-л. году пятилетки Н.п., предусмотренные в этом году, вносились в полной сумме за счет соответственного уменьшения прибыли, оставляемой в распоряжении министерства, всесоюзного пром. обния, производственного об-ния, предприятия. При перевыполнении плана прибыли до 3% включительно в бюджет перечислялось 50% сверхплановой прибыли, при перевыполнении плана прибыли более чем на 3% в бюджет вносилось 75% суммы сверхплановой прибыли. С июня 1983 в соответствии с пост. ЦК КПСС и СМ СССР изменился характер распределения прибыли. Об-ния и предприятия стали уплачивать в бюджет отчисления по нормативам от расчетной прибыли за вычетом из нее платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей и процентов за кредит (нормативный метод распределения прибыли). Плановая сумма платежей из прибыли определялась на основании баланса доходов и расходов (финанс. плана) предприятия на год с поквартальной разбивкой. Н.п. из прибыли вносились, как правило, плановыми платежами с послед. перерасчетом исходя из фактически полученной прибыли по данным бухгалтерской отчетности за соответств. отчетный период нарастающим итогом с начала года. Различали централизованный и децентрализованный порядок расчета с бюджетом по Н.п. из прибыли. С 1992 с введением новой налоговой системы РФ порядок Н.п. из прибыли в бюджет стал определяться Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991 с послед. изм.). Законом предусматривались установление ставок налога на прибыль для разл. категорий предприятий (банки, страховые орг-ции, биржи, и т.д.), порядок определения налогооблагаемой прибыли, льготы по налогу, а также порядок уплаты, предусматривавший внесение поквартальных авансовых взносов налога на прибыль с послед. окончательным расчетом Н.п. Поскольку прибыль (или убыток) является конечным финанс. результатом деятельности предприятия, из этой прибыли уплачиваются и др. Н.п.: налог на имущество, местные налоги и т.д. Т.к. прибыль – источник множества Н.п., очень важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все имущественные налоги, пошлины и др. Н.п. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. После этого уплачиваются все местные налоги, расходы по уплате к-рых относятся на финанс. результаты деятельности. Затем – все остальные Н.п., вносимые из прибыли. Из оставшейся суммы прибыли уплачивается налог на прибыль орг-ций, а затем все ост. налоги, вносимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении пр-тий (см. Уплата налога). Н.п. также называют нек-рые налоги, имеющие, как правило, целевую направленность на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния и носящие характер платы за использование принадлежащих гос-ву природных ресурсов. Н.п. взимается в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (части I и II).

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

5. Классификация налоговых платежей

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость,

· акцизы,

· единый социальный налог,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· водный налог,

· государственная пошлина,

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество организаций,

· транспортный налог,

· налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц,

· земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

· упрощенная система налогообложения,

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета. Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону, но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1

Распределение основных видов налогов и сборы в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *