Штраф налоговая декларация

Содержание

За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может

  • оштрафовать организацию;
  • заблокировать банковский счет организации.

При этом не имеет значения, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Какой штраф (блокировка счета) за несвоевременное представление Декларации и уплату налога

Размер штрафных санкций за опоздание с подачей декларации остался неизменным — 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.

При этом статья 119 НК РФ в новой редакции гласит, что штраф за несвоевременное представление налоговой декларации следует рассчитывать от суммы налога, неуплаченной в установленный срок. В прежней же редакции статьи 119 НК РФ этот момент прописан не был. Соответственно, прежняя формулировка вызывала споры, на какой момент следует определять штрафные санкции — на день окончания установленного срока уплаты или на день фактической подачи декларации.

Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб. Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было заплатить по декларации, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может привлечь должностных лиц организации (например, к ее руководителю) к административной ответственности в виде вынесения предупреждения или наложения штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации

Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).

Примечание: Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого с руководителя или главного бухгалтера могут взыскать от 300 до 500 руб. Если помимо просрочки организация нарушит порядок сдачи декларации в электронном виде, то ее оштрафуют на дополнительные 200 руб.

Примечание: Учтите, что за правонарушения старше трех лет взыскать штраф налоговые инспекторы не вправе.
к меню

Причины Блокировки банковского расчетного счета

  1. неуплата (неполная уплата) НДФЛ с зарплат, премий, гонораров фрилансерам и прочих платежей физлицам (70% компаний, у которых заблокировали счет);
  2. очень быстрый (в течение нескольких часов или минут) вывод денег со счетов после их поступления (55% компаний);
  3. работа с неблагонадежными контрагентами (50% компаний);
  4. нахождение в «красной зоне» по налогам. Т.е. налоги уплачивались в размерах, не сопоставимых с масштабом и видом бизнеса (45% фирм);
  5. нахождение организации в черных списках, то есть в перечне компаний, у которых уже были проблемы по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (38%);
  6. уплата НДС в недостаточных объемах (35%);
  7. негативный рейтинг по снятию наличных. Т.е. компании снимали значительно больше, чем делали похожие компании (9% фирм).

Примечание: Счета блокировались лишь в случае, когда компания соответствовала не одному, а сразу нескольким критериям сомнительности.

Налоговики заблокируют счет за опоздание с декларацией

ФНС России не поддержала предложение о том, чтобы предупреждать налогоплательщиков о предстоящей «заморозке» банковского счета в случае непредставления декларации. Аргументы «против» изложены в письме налогового ведомства от 28.07.16 № АС-3-15/3463@.

Представление РСВ отчета о страховых взносах с нарушением срока не является основанием для блокировки счета

Федеральная налоговая служба учла позицию Минфина относительно блокировки расчетных счетов страхователя за нарушение срока при сдаче расчета по страховым взносам. Налоговики признали, что в описанной ситуации ИФНС не может приостановить операции по счетам страхователя (письмо ФНС России от 10.05.17 № АС-4-15/8659). Потому что налоговые декларации и расчеты по страховым взносам в Налоговом кодексе не отождествляются. А потому опоздание с расчетом по взносам не является основанием для приостановления операций по расчетному счету в банке.

к меню

Сумма штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС

ООО «Газпром» применяет общую систему налогообложения. Декларацию по НДС за III квартал 2015 года представили 28 февраля 2016 года. В тот же день сумма налога была перечислена в бюджет. Сумма налога к доплате по этой декларации составила 120 000 руб.

Так как 25 октября 2015 года – воскресенье, то срок подачи декларации – 26 октября 2015 года. Продолжительность просрочки составляет пять месяцев: октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года, а также январь и февраль 2016 года.

Сумма штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ равна:

30 000 руб. (5% × 120 000 руб. × 5 мес.)

Непредставление налоговым агентом декларации по НДС влечет приостановление операций по счету

ФНС РФ в своем письме № СА-4-7/16692 от 22.08.2014 разъясняет, имеет ли право налоговый орган приостанавливать операции по счетам у налоговых агентов за непредставление налоговой декларации по НДС.

В случае если налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, лица, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг) с выставлением счетов-фактур, непредставление декларации по НДС влечет приостановление операций по расчетным счетам.

к меню

Штраф за непредставление «нулевой» декларации составляет 1000 рублей

В Налоговом кодексе нигде не сказано о том, что обязанность по представлению декларации зависит от наличия или отсутствия суммы налога к уплате. Наоборот, подпункт 4 пункта 1 статьи 23, пункт 1 статьи 80 НК РФ и главы о конкретных налогах части второй Налогового кодекса гласят, что налогоплательщики обязаны не только уплачивать законно установленные налоги, но и представлять налоговые декларации.

Следовательно, налоговики имеют полное право оштрафовать налогоплательщика за непредставление «нулевой» налоговой декларации в размере 1000 рублей. Такой вывод следует из письма
Минфина РФ № 03-02-08/110.

Установленный статьей 119 НК РФ минимальный размер штрафа – 1 000 рублей подлежит взысканию за непредставление налоговой декларации в установленный срок не только в случаях, когда сумма штрафа, исчисленная исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, не превышает минимальный размер штрафа, но и в случаях, когда указанная в декларации сумма налога уплачена полностью или когда сумма налога к уплате по такой налоговой декларации отсутствует («нулевая декларация»).

Ведомство поясняет, что согласно пункту 7

информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71

отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
к меню

Непредставление в сроки 2-НДФЛ, 6-НДФЛ

Примечание: Срок сдачи и штрафы 2-НДФЛ в 2020. Чтобы не получить штраф, нужно знать срок сдачи 2-НДФЛ.

Непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленные сроки сведений о невозможности удержать НДФЛ по форме N 2-НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ на основании п. 1 ст. 126 НК РФ и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей на основании части 1 ст. 15.6 КоАП.

Налоговый агент, который не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ, согласно которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом не играет роли причина неудержания налога налоговым агентом при привлечении его к ответственности по ст. 123 НК РФ (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Непредставление в сроки 6-НДФЛ

Подробно смотрите по .

к меню

Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль

Не позднее 28 марта все организации на общей системе налогообложения должны сдать декларацию по налогу на прибыль. В случае, если отчет придется выслать позднее, в этом случае придется заплатить штраф. Денежный размер штрафа зависит от того, когда и в какой сумме вы перечислили налог. Тот, что значится в отчетности, представленной с опозданием.

1. Если налоговый платеж ушел в бюджет вовремя, то штраф за не сданную в срок декларацию будет минимальным и составит 1000 рублей.

2. Когда с опозданием отправлены и платеж, и налоговый отчет, штраф будет равен 5 процентам от суммы налога, не уплаченной в бюджет к тому моменту, когда вы наконец сдали декларацию. Этот штраф придется перечислить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

Но в любом случае размер наказания не может быть больше 30 процентов от суммы неуплаченного налога. То есть максимальный штраф в 30 процентов придется заплатить, если отчетность опоздала на пол года и более.

Кроме того, за несвоевременную сдачу декларации руководителю компании могут выписать штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Что грозит компании, если вовремя не сдать БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС — финансовую отчетность в РОССТАТ

Если Вы не сдали бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о финансовых результатах с РОССТАТ — статистику, то за нарушение порядка и сроков, а также за представление недостоверных сведений руководителю компании грозит штраф от 3000 до 5000 руб. по статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но взыскать его можно лишь в течение двух месяцев с момента нарушения. Потому что срок давности по такому нарушению — 2 месяца.

Штраф за нарушение ведения бухучета Непредставление бухгалтерской отчетности (баланса)

За отсутствие у компании бухгалтерских регистров применяется ответственность по статье 120 НК РФ в размере от 10 000 до 30 000 руб.

А за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год инспекторы оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ ( ст. 126 НК РФ ).

к меню

Непредставление расчета по страховым взносам: что грозит страхователю

Налоговая служба разъяснила, какие санкции будут применены к работодателю, не сдавшему вовремя новый единый расчет по страховым взносам. Письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-11/25567

В случае несдачи или просрочки представления расчета по страховым взносам в ИФНС нерасторопного страхователя оштрафуют. Размер денежного наказания установлен п.1 ст.119 НК РФ. С нарушителя будет взыскан штраф в размере 5% неуплаченной вовремя суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании данных расчета, за каждый месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть более 30% от суммы подлежащих уплате взносов, но и не может быть меньше 1 000 рублей. То есть, если взносы по расчету уплачены в срок, то штраф составит 1 000 руб.

А вот заблокировать банковский счет из-за того, что отчетность по взносам не была представлена вовремя, налоговики не вправе.

В первый раз сдать новый единый расчет по страховым взносам страхователям предстоит по итогам I квартала 2017 года. Сделать это нужно не позднее 2 мая. Причем этот срок установлен как для бумажной отчетности по взносам, так и для расчетов, представляемых в электронном виде.

к меню

Несоблюдение формата отчетности: бумажная вместо электронной

СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ декларации по НДС. Показаны сроки и способы подачи декларации по НДС: кто подает, способы представления в ФНС РФ — только электронно.

Налогоплательщик представил в установленный срок бумажный вариант декларации по НДС, а ее электронный аналог отправил позже этого срока. Какие меры ответственности грозят ему в этом случае? В этом случае налогоплательщика можно оштрафовать только за несоблюдение способа подачи декларации, но никак не за нарушение срока ее представления.
Письмо ФНС России от 11.04.14 № ЕД-4-15/6831.

В Налоговом кодексе предусмотрена ответственность как за нарушение установленных способов представления налоговой декларации (ст. 119.1 НК РФ), так и за нарушение сроков ее представления (ст. 119 НК РФ). Так, согласно статье 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации предусмотрена статьей 119 НК РФ. Штраф составляет 5 процентов не уплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Для целей применения статьи 119.1 НК РФ, под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации (на бумаге или через интернет). Поэтому представление декларации по НДС (т любые другие декларации) на бумажном носителе следует квалифицировать как нарушение порядка представления налоговой декларации, за что предусмотрен штраф в размере 200 рублей.

к меню

ТАБЛИЦА Штрафов, пеней за нарушения налогового законодательства

Смотреть ТАБЛИЦУ на ГАРАНТ.ру

Штраф за неуведомление о торговом сборе

Осуществление торговли, подпадающей под обложение торговым сбором, без направления данного уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет (незаконное предпринимательство). За данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ). А в отношении должностных лиц возможен также административный штраф от 2 000 до 3 000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Примечание: ТОРГОВЫЙ СБОР с 2015 года, комментарии . Кто обязан платить торговый сбор и можно ли отказаться от его уплаты? Как будет рассчитываться сумма торгового сбора? Является ли торговый сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес?
к меню

Срок давности за налоговые нарушения: с какого момента идет отсчет

Три года, в течение которых ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, отсчитываются с начала налогового периода, следующего за периодом, в котором налог должен быть уплачен.

Примечание: Информация ФНС

ФНС отмечает, что налогоплательщики часто полагают, что срок давности должен начинать исчисляться с конца налогового периода, за который неуплаченный налог был начислен. Такой подход к исчислению срока давности, по мнению налоговиков, является неверным. Потому что по закону налог исчисляется и уплачивается после окончания налогового периода. А значит, правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога наступает уже после окончания периода, за который начисляется налог.

Например, компания не заплатила налог на прибыль за 2012 год. Установленный законодательством крайний срок уплаты налога за 2012 год истекает 28.03.2013 года. Т.е. налоговое правонарушение состоялось уже в 2013 году, а, следовательно, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 01.01.2014 года по 01.01.2017 год.

Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Однако по закону для отдельных видов требований срок может быть сокращен или увеличен (ст. 197 ГК РФ). Например, сделку можно признать недействительной в течение года (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Оспорить продажу доли в общей собственности один из дольщиков может в течение трех месяцев, если его преимущественное право покупки нарушили (п. 3 ст. 250 ГК РФ). Течение срока исковой давности согласно пункта 2 статьи 200 ГК РФ определяется в следующем порядке:

  • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
  • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.

Срок исковой давности может прерываться. Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица, свидетельствующие о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается. Вместе с тем, есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, даже если срок прерывался. Исключение составляют случаи, установленные Законом от 6 марта 2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму.

Примечание: Статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Срок исковой давности, Давность привлечения к административной ответственности

Сроков исковой давности несколько. Если со дня совершения административного правонарушения прошло 2 месяца, то давность привлечения прошла (ст.4.5 КоАП РФ). А вот давность исполнения постановления о назначении административного наказания — 1 год со дня вступления в законную силу (ст.31.9 КоАП РФ). Если 2 месяца со дня, когда Вы должны были уплатить штраф прошли, по ст.20.25 Вас не привлечёшь, но в течении года могут (при маленьких суммах часто не подают) подать в службу судебных приставов (те возбудят исполнительное производство и предложат добровольно оплатить штраф в течении 5 дней, не уплатите- принудительное взыскание штрафа и исполнительский сбор 7% от суммы штрафа). После прошествии года про невзысканный штраф можно забыть.

Срок давности — это срок, в течение которого по делу может быть вынесено постановление о назначении наказания. Потом его можете хоть год обжаловать — если вынесенное в пределах срока давности постановление оставят без изменения, Вы привлечены к ответственности.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

  • осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,
  • а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,

— влечет наложение административного штрафа согласно ст.15.1 КоАП РФ: на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Срок давности за нарушение кассовой дисциплины и ККТ

Организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ в течение одного года со дня, когда это произошло (ст. 4.5 КоАП). Рассматривают дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП, ст. 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

к меню

Как снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации

Может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить штраф по статье 119 НК РФ? Да, может.

Из писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-08/86, от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Правомерность уменьшения штрафных санкций ниже минимального размера подтверждена пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57. Следует отметить, что до выхода этого постановления арбитражная практика по данному вопросу была неоднородной. Некоторые суды разделяли позицию Минфина России и уменьшали суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011, Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. № А33-17923/2011, Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Но были и противоположные судебные решения (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011, Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009, Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009).

С выходом постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 арбитражная практика должна стать единообразной – в пользу налогоплательщиков (ч. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ).

к меню

Калькулятор штрафа за непред­ставление налоговой декларации (расчета по взносам)

Калькулятор поможет вам: проверить расчет штрафа за неподачу или несвоевременную подачу декларации по налогам, сборам, который сделала ИФНС (ПФР, ФСС), а если опоздание еще не выявлено — исчислить этот штраф, чтобы вы знали, к чему готовиться.

к меню


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. РАСЧЕТ ПЕНИ по налогам
    Рассмотрен расчет пени на калькуляторе в режиме онлайн на примере задержки авансовых платежей по упрощенному налогу УСН.
  2. Штраф за опоздание со сдачей бухотчетности
    Разъяснения налоговых органов по вопросу определения размера штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности.

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.

📌 Реклама Отключить

Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.

В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР. Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.

📌 Реклама Отключить

Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.

В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.

Бухгалтерская отчетность

Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы

В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:

📌 Реклама Отключить

· ежеквартально — в течение 30 дней по окончании квартала;

· по окончании года — в течение 90 дней по окончании года.

Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года.

Состав бухгалтерской отчетности

· бухгалтерский баланс (ежеквартально);

· отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);

· приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);

📌 Реклама Отключить

· аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);

· пояснительная записка (ежегодно).

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ (ранее – 50 руб.).

Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

📌 Реклама Отключить

Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:

· не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;

· не заплатила вовремя налоги.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

📌 Реклама Отключить

· длядолжностных лиц организации(директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб.;

· для юридического лица – штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.(ст. 19.7 КоАП РФ).

Налоговая отчетность

Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно: взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

📌 Реклама Отключить

Данная статья претерпела изменения, до 2 сентября 2010 года в ней были предусмотрены:

· штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);

· штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).

Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.

Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.

📌 Реклама Отключить

Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ

Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Административная ответственность за непредставление декларации

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за непредставление деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:

📌 Реклама Отключить

· штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

· либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

· либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:

· наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

· либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

📌 Реклама Отключить

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Ответственность за непредставление сведений 2-НДФЛ в налоговые органы

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.

В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.(ранее – 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.

📌 Реклама Отключить

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.

Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

  • если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
  • если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.

Как показывает практика:

· налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;

📌 Реклама Отключить

· очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.

В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб. (до 2 сентября 2010 года — 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу. А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года — 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.

📌 Реклама Отключить

Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС

С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установленастатьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:

· непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);

📌 Реклама Отключить

· в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).

За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .

Ответственность за непредставление отчетности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

📌 Реклама Отключить

· при задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (абз.6 п. 1 ст. 19);

· непредставление отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (абз.7 п. 1 ст. 19).

Административная ответственность за нарушение сроков представления отчетов во внебюджетные фонд

📌 Реклама Отключить

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных штрафных санкций не освобождает от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 данной статьи нарушение установленных законодательством о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Сведения персонифицированного учета в ПФР

Согласно статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (организациям и физическим лицам) применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 № 27-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Напомним, что с 2010 года сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР существенно изменились. За текущий год организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, обязаны подать сведения в ПФР 2 раза: за 1 полугодие 2010 года – до 1 августа 2010 года; за 2 полугодие 2010 года – до 1 февраля 2011 года.

А вот с 2011 года предусмотрено уже четыре отчетных периода, а именно: сведения персонифицированного учета в ПФР должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за 1 квартал – до 1 мая, за 2 квартал – до 1 августа, за 3 квартал – до 1 ноября, за 4 квартал – до 1 февраля следующего года.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплаты физическим лицам, по прежнему обязаны подавать сведения на себя один раз в год не позднее 1 марта следующего года.

📌 Реклама Отключить

Статистическая отчетность

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом (руководителем организации, главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем и т.п.), ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Также, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков предсталения отчетности.

📌 Реклама Отключить

Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности.

Однако ни в самом Законе, ни в каких-либо документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу несданной отчетности могут быть оспорены, в том числе в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Актуально на: 10 февраля 2017 г.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по итогам налогового периода составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с этой декларацией, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). Максимальная сумма штрафа за непредставление декларации определяется как 30% от указанной суммы, а минимальная равна 1000 руб. и не зависит от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом если у налогоплательщика, опоздавшего со сдачей отчетности, нет недоимки по налогу или суммы налога к уплате по соответствующей декларации, то от ответственности он не освобождается и все равно должен уплатить штраф – 1000 руб. (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033).

По схожей схеме определяется сумма штрафа за несданный вовремя расчет по страховым взносам. Размер штрафа составит 5% от суммы не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате на основании расчета за последние 3 месяца, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). При этом сумма штрафа не может превышать 30% от указанной суммы, а минимальная составляет 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Рассчитать сумму штрафа за непредставление налоговой декларации поможет наш калькулятор

Отчетность по итогам отчетного периода

По некоторым налогам организации и ИП должны отчитываться не только по окончании налогового периода, но и после каждого отчетного периода. К примеру, ежеквартально или ежемесячно сдавать декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Возможен ли штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации за отчетный период?

Пленум ВАС ответил, что нет. Ведь при непредставлении такой налоговой декларации (расчета) налогоплательщик может недоплатить только аванс по налогу, а не сам налог. Поэтому ст. 119 НК РФ в такой ситуации применяться не должна (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Следовательно, привлечь налогоплательщика к ответственности можно лишь за непредставление документа, предусмотренного НК РФ. И штраф составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Штрафы за непредставление другой отчетности в налоговую

Кроме ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации, НК РФ предусматривает штрафы и за непредставление других налоговых документов.

Так, за опоздание со сдачей форм 2-НДФЛ налоговики смогут взыскать с организации или ИП штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную в срок справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). А в отношении 6-НДФЛ – штраф будет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Facebook

В статье с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики рассматриваются актуальные вопросы привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности по ст. 119 и 126 НК РФ.

Непредставление налоговой декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно пп. 133 и 136 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.08 г. № 9н, при сдаче отчетности в налоговые органы ее могут не принять, если:

— отсутствует документ, подтверждающий личность налогоплательщика, личность и полномочия уполномоченного представителя (паспорт, доверенность), когда отчетность представляется на бумажном носителе лично или через представителя соответственно;

— налоговая декларация (расчет) представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;

— в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, отсутствует подпись уполномоченного лица, который подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) нет печати;

— отчетность представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием налоговой декларации (расчета);

— в налоговой декларации (расчете) отсутствуют реквизиты: наименование организации-налогоплательщика; ИНН; подписи уполномоченных лиц; вид документа (первичный, корректирующий); наименование налогового органа.

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей в силу) формы указанной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей в силу) формы неправомерно. На это обратил внимание Президиум ВАС РФ в постановлении от 3.02.09 г. № 11482/08. Отметим, что ст. 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации.

Подобные действия являются нарушением формы представления налоговой декларации и не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Данный вывод является устоявшимся в судебной практике (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.07 г. № А58-2710/07-Ф02-7689/07).

Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.04 г. № 11–15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный ст. 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения ст. 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.

Такая позиция отражена в письме МНС России от 13.05.04 г. № 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года».

Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога.

Следовательно, такой документ не отвечает установленным п. 1 ст. 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока.

Аналогичную позицию занял ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.02.06 г. № А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1.

Следует отметить, что одновременно с понятием налоговой декларации ст. 80 НК РФ предусматривает понятие налогового расчета. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам» и сроки их представления.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена п. 1 ст. 126 НК РФ.

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 10.05.07 г. № А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07 пришел к выводу, что привлечение к ответственности налогового агента по ст. 119 НК РФ действующим законодательством не предусмотрено, поскольку в данной статье предусмотрен только один субъект налогового правонарушения — налогоплательщик.

Следует обратить внимание, что в действующей редакции из ст. 119 НК РФ исключена дифференциация размера штрафа за непредставление налоговой декларации в зависимости от срока задержки. Теперь за любое нарушение срока представления налоговой декларации штраф будет назначен в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Следовательно, минимальный размер штрафа за непредставление налоговой декларации составляет 1000 руб. Именно данный размер штрафа будет являться правомерным для случая непредставления налоговой декларации с нулевыми показателями как на срок менее 180 дней, так и на любой другой срок.

Ранее в судебной практике существовал подход, согласно которому поскольку сумма штрафа определяется в виде процента от суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация, если сумма налога к уплате составляет 0 руб., то и размер штрафа, подлежащего взысканию, составляет 0 руб.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 8.06.10 г. № 418/10.

В п. 1 ст. 81 НК РФ закреплена норма, согласно которой уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Учитывая данную норму, налоговый орган не имеет права привлекать к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за подачу уточненной налоговой декларации после истечения установленного срока подачи декларации.

На основании п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении положений пп. 3 и 4 ст. 81 НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.11.12 г. № А26-2078/2012 установил, что налогоплательщик нарушил срок представления декларации по земельному налогу в налоговый орган на два дня и указанное правонарушение не нанесло ущерба бюджету.

Признав данные обстоятельства смягчающими ответственность, суд снизил размер штрафа до 200 руб., в связи с чем отказал налоговому органу во взыскании штрафа в сумме 800 руб.

Налоговый орган ссылался на то, что сумма штрафа 1000 руб. является минимальным размером налоговой санкции по п. 1 ст. 119 НК РФ, в связи с чем ст. 112 НК РФ относительно снижения штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств в данном случае неприменима.

Однако, как отметил суд, установление минимального предела санкции в ст. 119 НК РФ не исключает возможности применения положений ст. 112 и 114 НК РФ, которые предоставляют право налоговому органу или суду с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза. Нормы указанных статей не содержат ограничений по установлению размера штрафа ниже низшего предела с учетом смягчающих обстоятельств, из них не следует невозможности применения последствий наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Если нарушен требуемый способ представления налоговой декларации

Ответственность за нарушение способа представления декларации закреплена ст. 119.1 НК РФ.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчета) соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации (расчета), указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления. Разъяснения об этом содержатся в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Ответственность плательщика за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике сбора) регламентирована ст. 126 НК РФ.

Ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ наступает только в случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 НК РФ.

Для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со ст. 93 НК РФ, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что такие документы имелись у налогоплательщика, либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное в п. 1 ст. 126 НК РФ, может быть применена только в случае, если запрашиваемые документы имелись в наличии у налогоплательщика, а также у него была реальная возможность представить их в указанный срок.

Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Московского округа от 22.10.12 г. № А41-31823/10.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.12 г. № 4517/12 отметил, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. Следовательно, привлечение организации к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

ВАС РФ в определении от 8.11.12 г. № ВАС-11890/12 отметил, что налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

Документы, запрошенные налоговым органом у налогоплательщика, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации. Обязанность по представлению указанных данных субъектам официального статистического учета возложена на респондентов ст. 8 Федерального закона от 29.11.07 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета и (или) иным документальным подтверждением данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, на основании которых в силу п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.

На основании положений п.п. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Поскольку формы статистического наблюдения, истребованные налоговым органом, к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов законодательством о налогах и сборах не отнесены, поэтому в действиях налогоплательщика по отказу в представлении форм федерального статистического наблюдения за 2009 и 2010 гг. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ.

Исходя из буквального толкования нормы ст. 126 НК РФ налоговый орган в требовании о представлении документов обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа исчисляется из определенного, конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов.

Ответственность по ст. 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа.

Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если факт наличия и число не представленных им документов с достоверностью не определены налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо. Аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 8.04.08 г. № 15333/07 и ФАС Уральского округа от 23.01.12 г. № Ф09-8797/11

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.11.12 г. № Ф03-4818/2012 суд не согласился с позицией налогового органа. По мнению последнего, являются ошибочными выводы о том, что отсутствие у предпринимателя книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, кассовых книг по причине их неведения является основанием для освобождения от налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку ведение указанных документов возложено на налогоплательщика в силу закона. Также налоговый орган указывал на то, что раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения, предпринимателем не велся, поэтому выводы о том, что предприниматель правомерно определял расходы и суммы НДС, подлежащего вычету, пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика являются несоответствующими требованиям налогового законодательства.

Однако суд указал, что книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также кассовые книги в количестве 6 штук предпринимателем не велись, поэтому предприниматель не имел реальной возможности исполнить требование инспекции и представить налоговому органу данные документы. Следовательно, является правильным вывод о необоснованном привлечении предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в связи с отсутствием вины.

Положения, предусмотренные в ст. 126 НК РФ, являются специальными нормами по отношению к общей норме права, установленной в ст. 129.1 НК РФ, в связи с чем, учитывая приоритет специальных норм права над общими, подлежат применению в первоочередном порядке.

Следовательно, налоговый орган вправе привлечь юридическое лицо к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, если юридическим лицом не исполнено требование налогового органа о представлении документов, направленное на основании ст. 93.1 НК РФ.

Обратим внимание на специфическую ситуацию: в связи с представлением налоговой декларации налоговый орган затребовал от налогоплательщика определенные документы, однако налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, и налоговая проверка по первичной декларации прекратилась. Неясным остался вопрос о возможности привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление затребованных налоговым органом документов. Здесь необходимо учитывать следующее.

Тот факт, что положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную налоговую проверку в отношении первичной налоговой декларации в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации до окончания камеральной налоговой проверки, не свидетельствует о том, что налоговая ответственность на основании ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных инспекцией документов в такой ситуации не наступает.

Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением сроков документы, необходимые для налоговой проверки. Аналогичная позиция представлена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 15.11.11 г. № 7265/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.12 г. № А25-789/2011.

Есть ли штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ?

Размеры штрафов за опоздание с 3-НДФЛ

Кого нельзя наказать за опоздание с 3-НДФЛ

Итоги

Размеры штрафов за опоздание с 3-НДФЛ

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ зависит от величины налога к уплате (ст. 119 НК РФ):

  • НДФЛ = 0 (налог к уплате отсутствует) — опоздание с нулевым отчетом наказывается штрафом в сумме 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ);
  • НДФЛ > 0 — штраф 5% от суммы налога (за каждый месяц просрочки со сдачей 3-НДФЛ), но не более 30% от общей суммы и не менее 1 000 руб.

Пример 1

Соболев А. А. в 2019 году нашел покупателя на свой побывавший в ДТП мотоцикл, приобретенный за 179 000 руб. По условиям договора купли-продажи стоимость продажи составила 95 000 руб. Мотоцикл был собственностью Соболева А. А. 1,5 года.

Сумма НДФЛ с полученного от продажи имущества дохода равна 0 (доход от продажи меньше расхода на покупку).

Соболев А. А. отчет по форме 3-НДФЛ своевременно не подал. Инспекторы оштрафовали его на 1 000 руб.

Пример 2

Григорьева Н. Е. сдавала в аренду однокомнатную квартиру в 2019 году и получала ежемесячный доход в сумме 12 000 руб. (годовой доход 144 000 руб., НДФЛ = 18 720 руб.). В 2020 году она представила налоговикам декларацию 3-НДФЛ позже положенного срока на 2,5 мес., хотя налог уплатила вовремя.

Налоговики рассчитали сумму наказания за это нарушение:

18 720 руб. × 5% × 3 мес.= 2 808 руб.,

где 3 мес. — число полных (2) и неполных (1) месяцев несвоевременности сдачи 3-НДФЛ.

Наложить штраф инспекторы вправе только в том случае, если в соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан представить налоговикам 3-НДФЛ. Кто попадает в данную категорию, см. далее.

Кого нельзя наказать за опоздание с 3-НДФЛ

Полный список физлиц, обязанных подавать 3-НДФЛ, приведен в ст. 228 НК РФ. В эту категорию попали:

  • самостоятельно рассчитывающие НДФЛ граждане (ИП на ОСНО, адвокаты, нотариусы и др.);
  • получившие облагаемый НДФЛ дополнительный доход (выигрыш в лотерею, от сдачи жилья в аренду, от продажи машины и др.);
  • получившие за пределами РФ доход налоговые резиденты.

Детализацию списка лиц, обязанных подавать в инспекцию отчет по форме 3-НДФЛ, см. в материале «Кто заполняет и подает декларацию 3-НДФЛ».

Наложить штраф за несвоевременное представление 3-НДФЛ инспекторы не вправе, если физлицо подает декларацию с целью получения налоговых вычетов, не декларируя при этом никаких доходов. Для таких ситуаций срок отчетности не регламентируется.

Не попадают под наказание и те физлица, которые в соответствии с НК РФ не обязаны оформлять 3-НДФЛ, хотя и в истекшем налоговом периоде получали доходы:

  • исключительно в форме зарплаты (при этом о полученных работником суммах работодатель отчитался в налоговый орган);
  • от продажи собственного имущества, которым владели более 3 лет, а по недвижимости, приобретенной после 01.01.2016, — более 5 лет (ст. 217.1 и п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Полезную информацию для сдачи 3-НДФЛ без штрафов см. в рубрике «НДФЛ в 2019–2020 годах — изменения, формы, особенности».

Итоги

Штраф за опоздание с 3-НДФЛ зависит от суммы налога к уплате, отраженной в «опоздавшей» декларации. Составляет он 5% от суммы налога за каждый месяц опоздания со сдачей 3-НДФЛ, но не более 30% от суммы НДФЛ.

Минимальный штраф в размере 1 000 руб. может быть наложен за опоздание с 3-НДФЛ, если, по данным декларации, налог к уплате в бюджет отсутствует.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *