Работодатель должен предложить свободную вакансию

Варианты 5 егэ русский язык

ЕГЭ-2018 ТЕСТ к заданию №20

1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Работодатель должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую в стерильную бумажку.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Как сообщает печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945 тыс. человек.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .

Бассейн реки Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У неё были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое-нибудь решение, её глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на произвол судьбы.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась.

13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.

14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет исповедь героя перед своей смертью.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне.

16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе.

17. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В поезде князь впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние.

18. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.

19. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нагульнов в два прыжка очутился у амбара, ударом сжатого кулака сшиб стоявшего на порожке парня, резко захлопнул дверь и крепко прислонился к ней спиною.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.

21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С водителями автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по телефону при работе на линии.

22. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.

23. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

24. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы увеличить уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.

25. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть и повреждены трансформаторы.

26. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».

27. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Это событие, произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.

28. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Все присутствующие изъявили согласие узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя в некотором роде поэму.

29. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Она была, видимо, не прочь продвинуться ещё дальше, но устройство прибора не позволяло ей предвещать хорошую погоду более настойчиво.

30. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.

ОТВЕТЫ

1.свободную 16.мою

2.памятные 17.впервые

3 по работе 18.из-за рубежа

4. взаимный 19.сжатого

5. защитный 20.цен

6. печатная 21.проведена

7. местных 22.противопоставлена

8. секретного 23.доля

9. бесплатный 24.повысить

10. водную 25.из-за

11. ценные 26.принципу

12. молодая 27.имеет

13. товарный 28.желание

14. своей 29.предсказывать

15. памятному 30.мнения

Вариант № 7190101

Ответом к заданиям 1—24 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Версия для печати и копирования в MS Word

Выдры — необычайно смышлёные и РАССУДИТЕЛЬНЫЕ существа.

В устье реки виднелись ЯВСТВЕННЫЕ очертания корабля.

Отбирало артистов для участия в конкурсе весьма ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ жюри.

Зная горячий, ВЗРЫВНОЙ характер отца, мы не хотели его беспокоить.

Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

Для проведения соревнований необходимо иметь резервное поле с ИСКУСНЫМ покрытием.

Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением в защиту природы.

АРТИСТИЧЕСКИЕ коллективы неоднократно посещали наш город.

ГУМАНИТАРНОЕ направление выбрали большинство учащихся 9-х классов.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Красноярске впервые состоялся международный конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна — 2012».

Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации — коммуникативный менеджмент.

Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Патриотизм и верность ВОИНСКОМУ долгу — главные качества защитника Отечества.

Это заболевание носит СКРЫТНЫЙ характер, часто его симптомы незаметны.

ПРЕДОСТАВЬТЕ мне возможность самостоятельно подготовиться к собеседованию.

Слова Рудина – это не более чем слова и никогда не станут ПОСТУПКАМИ.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.

АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.

Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.

Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора.

Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.

Ответ:

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

пусть ПОПРОБУЕТ

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

НАИБОЛЬШЕ

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ ТЫСЯЧИ девятом году

посадили двадцать ЯБЛОНЕЙ

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

наиболее ЯРКО

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднять БОЛЕЕ ВЫСОКО

ДИРЕКТОРА школ

лежит в ШКАФУ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году

шинель без ПОГОНОВ

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вместе с ДЕТЬМИ

много ЯБЛОКОВ

искомый ОТВЕТ

НАИЛУЧШИХ снимков

ТОНКИЙ тюль

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.

2) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

3) Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.

4) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

5) Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь определёнными правилами.

6) Тем, кто играет на фортепиано, известны имена великих пианистов.

7) Настя спросила, что приедут они к нам.

8) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

9) Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в обе смены.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

удва..вать

фланел..вый

свидань..це

отчётл..вый

распил..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расспраш..вать

ландыш..вый

преодол..вать

вермишел..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неразборч..вый

высме..вающий

заботл..вый

запечатл..вать

завистл..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неразборч..вый

высме..вающий

скле..вающий

завистл..вый

окольц..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч..вый

присва..вать

предвид..мый

догматич..ский

перенос..ца

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Более высокие деревья (не)выдержали бы морозов.

Минимальное количество баллов по русскому языку:
для получения аттестата — 24 балла;
для поступления в вуз — 36 баллов.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Структура экзаменационной работы:
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом.
Часть 2 содержит 1 задание типа с развёрнутым ответом -сочинение.

Задания 1. Определение главной информации текста.
Задания 2. Средства связи предложений в тексте.
Задания 3. Определение лексического значения слова.
Задания 4. Постановка ударения.
Задания 5. Употребление паронимов.
Задания 6. Морфологические нормы, образование форм слова.
Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задания 8. Правописание корней.
Задания 9. Правописание приставок.
Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -н- и -нн-).
Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задания 12. Правописание не и ни.
Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задания 14. Правописание -н- и -нн- в суффиксах.
Задания 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.
Задания 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Задания 17. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
Задания 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задания 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Задания 20. Смысловая и композиционная целостность текста.
Задания 21. Функционально-смысловые типы речи.
Задания 22. Лексическое значение слова.
Задания 23. Средства связи предложений в тексте.
Задания 24. Языковые средства выразительности.

Вариант заданий части 1 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином и ещё раз убедиться в том, что они умеют управлять своей сердечной деятельностью.

2) Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию, значительно увеличивать скорость полёта.

3) Французские орнитологи установили, что птицы в стае могут гораздо дольше планировать, у них снижается частота сердечных сокращений, то есть они экономят силы.

4) Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином, а также их одиночные полёты.

5) Французские орнитологи установили, что у птиц, летящих в стае, сердце сокращается реже, появляется способность дольше планировать в воздухе, одним словом, меньше уставать в полёте.

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении?

Птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха,
помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.

Как известно,
Благодаря этому
Например,
К тому же
Наоборот,

Задание 3. Определите значение, в котором слово ЗАКРЕПИТЬ употреблено в предложении.

На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью.

1) что. Укрепить (привязав, прибив и т.п.) Закрепить нитку. Закрепить доску гвоздём.
2) перен., что. Сделать прочным, устойчивым. Закрепить победу. Закрепить достижения. Закрепить учебный материал. Закрепить негатив.
3) кого-что за кем-чем. Обеспечить чьи-нибудь права на кого-что-нибудь, установить какие-нибудь обязанности, закрепить за собой дачный участок, закрепить машинистку за отделом.

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

корЫсть
запЁртый
добелА
понЯв
знАчимый

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Я с ДЕЛОВЫМ видом принимал зерно, взвешивал, молол, выдавал муку.

2) Огонек в лампе вдруг вспыхнул, ЗАПОЛНИВ узкое стекло высоким, хлопающим пламенем.

3) Здесь Рыбникова ОЖИДАЛ неприятный сюрприз.

4) Небольшой зал ПОМЕЩИЧЬЕЙ усадьбы с наскоро сооружённой сценой наполнился до отказа солдатами, сержантами и офицерами.

5) Пускай уж письмо идет к АДРЕСАНТУ.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН
нет ПОЛТОРАСТА рублей
СТРИЖЁТ волосы
крыжовник слишком КИСЕЛ
сухие ПОГРЕБА

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Грамматические ошибки:
1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
2. ошибка в построении сложного предложения.
3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
5. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Предложения:
1. М. Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».
2. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется изучению нормам литературного языка.
3. Посетители удивляются изобретательности мастера и хвалили его от всей души.
4. Девочка не только рассказала о жизни и творчестве поэта, а также прочитала наизусть одно из его стихотворений.
5. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.
6. Для всех простых людей, живущим на Земле, важны такие понятия, как мир, свобода, равенство.
7. Мне грезилось, что как где-то далеко между деревьями мелькает огонь.
8. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
9. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..бура
зак..лить
пог..релец
д..ликатес
усм..рённый

Задание 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил
пр..странно, пр..вык
раз..грал, сверх..дея
н..грузить, раз..брал
под..езд, раз..яснил

Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

син..ватый
летопис..ц
письм..цо
приноравл..ваться
биологич..ский

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

чин..щий (утюг)
(кузнецы) выку..т
(угли) тле..т
(официанты) накро..т
сыпл..щий (соль)

Задание 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Гимназистка, (не)дослушав, встала и вышла в коридор.

2. Над аэродромом высоко-высоко плыли откуда-то появившиеся редкие, (не)отбрасывающие тени облака.

3. Дрался Андрей (не)умело, но напористо.

4. В полку этом Ачкасов бывал уже (не)раз.

5. Моросил мелкий, (не)по-весеннему назойливый дождь.

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

2. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России.

3. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

4. Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение.

5. Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Обдирая деревя(1)ые причалы, сметая пристани и сваи, дробя в щепы не убра(2)ые вовремя лодки, Двина буйно сбрасывала в море свои ледя(3)ые путы.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.

1) Николай Иванович и Королев долго смеялись и хвалили нас.

2) Медведь то шел старыми кабаньими тропами то забирался на поваленные деревья.

3) Проплывавшие любовались красными гроздьями лимонника и барбариса калины и смородины.

4) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

5) Иногда капитан садился в ветхую судовую шлюпку и отправлялся на охоту или на рыбалку.

Задание 16.
на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив (5) пространство над горизонтом.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

Задание 18. Расставьте знаки препинания:

Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

Задание 19. Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Некоторое время ему казалось(1) что всё идёт прекрасно(2) и (3) что (4) поход не может закончиться неудачно.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.
(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива.
(3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца.
(4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы.
(5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.
(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече.
(7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.
(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней.
(9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери.
(10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.
(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни.
(12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама.
(13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету.
(14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.
(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой.
(16)У меня для неё было другое слово – мамочка.
(17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову.
(18)У меня отросли усы, появился бас.
(19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!».
(21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью.
(22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы…
(23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
(24)– Мамочка!
(25)А потом были письма.
(26)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии.
(27)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни.
(28)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек.
(29)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.
(30)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке.
(31)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши.
(32)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои.
(33)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.
(34)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков.
(35)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.
(36)А я поверил легенде.
(37)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь.
(38)Был слишком молод, чтобы читать между строк.
(39)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор.
(40)Мать писала эти письма, пока билось сердце.
По Ю. Я. Яковлеву.

Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

2) Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

3) Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

4) Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

5) Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда.

Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3 – 5 представлено описание.
2) В предложениях 6 – 7 представлено повествование.
3) В предложениях 8 – 10 представлено рассуждение.
4) Предложение 16 поясняет предложение 15.
5) Предложение 18 поясняет содержание предложения 19.

Задание 22. Из предложений 34 — 35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 23. Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и формы слова.
Напишите номер этого предложения.

Задание 24. Прочитайте фрагмент рецензии.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Какие?

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью.
Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы:

(А) «красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3
(Б) «задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5,
«бережное прикосновение» в предложении 6,

А также синтаксические средства:
(В) «как дыхание, утоление жажды» в предложении 10
(Г) в предложении 6″.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *