Поощрение наказание

Тест «Социальные нормы и социальный контроль»

Тест «Социальные нормы» в1

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Социальные регуляторы

ВИД РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРИЗНАКИ

Мораль

Возникает стихийно, обладает идейным основанием; наличие выбора линии поведения на основе совести и чувства долга

… … …

Создаётся и поддерживается государством, которое силой власти осуществляет санкции в отношении нарушителей норм, распространяется на всех жителей государства

Ответ: ________________

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий Запишите это слово (словосочетание).

Социальный контроль; правовые нормы; моральные нормы; социальная санкция; поощрение.

Ответ: _______________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. _______________

5. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) поведение человека, соответствующее его социальному положению

Б) предписание, определяющее рамки поведения

В) перемещение из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

ПОНЯТИЯ

1) социальная мобильность

2) социальная стратификация

3) социальная роль

4) социальная норма

Ответ:

Б

В

Г

6. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

Ответ: ___________________

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. в социальных нормах отражаются ценностные представления общества

  2. традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм

  3. неисполнение любой социальной нормы влечёт юридическую ответственность виновных индивидов и социальных групп

  4. правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами

  5. исполнение моральных норм обеспечивается принудительной силой государства

Ответ: _______________

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная норма»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм;

− одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером. ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Социальные нормы» в2

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением

Обычаи

Правила поведения, сложившиеся вследствие их применения в течение длительного времени и являющиеся привычными для членов общества

Ответ: ________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

Ответ: _______________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. _______________

5. Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) присвоение почетного звания

Б) дружеская похвала

В) комплимент

Г) вручение грамоты

Д) присуждение премии

Е) лестный отзыв коллег

ТИПЫ САНКЦИЙ

1) формальные

2) неформальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Б

В

Г

Д

Е

6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Друзья похвали С. за подготовленный праздник.

3) В. получил на заводе премию за свое изобретение.

4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.

6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег.

Ответ: __________________________

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве

2) Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4) Социальные нормы являются элементом социального контроля

5) Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Ответ: ________________

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Тест «Социальные нормы» в3

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Социальные …

Общественная реакция на поведение человека или группы

Ответ: ____________

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий Запишите это слово (словосочетание).

Традиции, обычаи, социальные нормы, нормы морали, законы.

Ответ: _______________________

3. Hижe приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение, 2) наказание, 3) социальная мобильность, 4) социальная норма, 5) социальная санкция, 6) социальная стратификация

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Ответ: __________________

5. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) понижение в должности

Б) вручение премии

В) награждение орденом

Г) замечание

ТИПЫ САНКЦИЙ

1) позитивные санкции

2) негативные санкции

Ответ:

Б

В

Г

6. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бойкот

2) аплодисменты

3) насмешка

4) увольнение

5) комплименты

6) улыбка

Ответ: ________

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения.

2) Этические нормы всегда отражаются в политических принципах

3) Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах

4) Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями

5) Порядок применения правовых норм устанавливается государством

Ответ: ___________

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная норма»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм;

− одно предложение, раскрывающее характер различия между основными видами социальных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26. Укажите два любых проявления взаимосвязи моральных и правовых норм. Конкретизируйте каждое из них.

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Добросовестным принято считать исполнение трудовых обязанностей в точном соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению работы, с соблюдением правил и норм, установленных должностными инструкциями, квалификационными характеристиками работ, инструкциями и требованиями по охране труда и другими документами, регламентирующими выполнение трудовой функции работником, с соблюдением действующих в организации правил внутреннего трудового распорядка.

Поощрение является особой формой общественного признания заслуг работника в связи с достигнутыми им успехами в работе. Оно не только оказывает на работника положительное моральное воздействие, но и может повлечь предоставление определенных льгот и преимуществ. По сложившейся практике поощрения за успешное и добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей учитываются при решении вопроса о продвижении по службе или преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации и др.

Поощрение оказывает положительное влияние не только на поощряемого работника, но и на других работников, т.е. является определенным стимулом к добросовестному выполнению возложенных на них обязанностей, к соблюдению трудовой дисциплины.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, работодатель вправе применить к работнику следующие поощрения:

— объявить благодарность;

— выдать премию;

— наградить ценным подарком, почетной грамотой;

— представить к званию лучшего по профессии.

2. Указанный перечень поощрений не является исчерпывающим. Положением или уставом о дисциплине, коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка могут быть определены и другие виды поощрений (например, присвоение звания «ветеран завода», «заслуженный работник отрасли»).

Так, в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ работники железнодорожного транспорта могут быть награждены нагрудным знаком «Почетный железнодорожник». Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ предусмотрен такой вид поощрения, как занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета (см. Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 N 708).

Работодатель может применить к работнику одновременно несколько поощрений. На практике, как правило, сочетают меры морального и материального поощрения, например объявление благодарности и выдачу премии. В отличие от ранее действовавшего законодательства, ТК не предусматривает правил о неприменении к работнику мер поощрения в течение срока действия дисциплинарного взыскания.

В целях обеспечения гласности и действенности поощрений они объявляются приказом и доводятся до сведения всех работников.

3. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством, т.е. за заслуги, значение которых выходит за пределы конкретной организации, работники могут быть представлены к государственным наградам.

Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан РФ за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Положением о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099, устанавливаются следующие виды государственных наград:

а) высшие звания Российской Федерации;

б) ордена Российской Федерации;

в) знаки отличия Российской Федерации;

г) медали Российской Федерации;

д) почетные звания Российской Федерации.

Высшие звания РФ — звание Героя Российской Федерации и звание Героя Труда Российской Федерации.

Установлены следующие ордена Российской Федерации: орден Святого апостола Андрея Первозванного; орден Святого Георгия; орден «За заслуги перед Отечеством»; орден Святой великомученицы Екатерины; орден Александра Невского; орден Суворова; орден Ушакова; орден Жукова; орден Кутузова; орден Нахимова; орден Мужества; орден «За военные заслуги»; орден «За морские заслуги»; орден Почета; орден Дружбы; орден «Родительская слава».

Знаками отличия Российской Федерации являются: знак отличия — Георгиевский Крест, знак отличия «За благодеяние», знак отличия «За безупречную службу».

Установлены следующие медали Российской Федерации: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»; медаль «За отвагу»; медаль Суворова; медаль Ушакова; медаль Жукова; медаль Нестерова; медаль Пушкина; медаль «За спасение погибавших»; медаль «За отличие в охране общественного порядка»; медаль «За отличие в охране Государственной границы»; медаль «За труды по сельскому хозяйству»; медаль «За развитие железных дорог»; медаль «За заслуги в освоении космоса; медаль ордена «Родительская слава».

Установлено 61 почетное звание Российской Федерации, в т.ч.: «Летчик-космонавт Российской Федерации; «Народный артист Российской Федерации»; «Народный архитектор Российской Федерации»; «Народный учитель Российской Федерации»; «Народный художник Российской Федерации»; «Заслуженный артист Российской Федерации»; «Заслуженный архитектор Российской Федерации»; «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»; «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»; «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др.

В соответствии с названным Указом Президента РФ не являются государственными наградами юбилейные медали РФ, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, общественными и религиозными объединениями.

+Читать далее…

При представлении к награждению государственными наградами вид награды определяется характером и степенью заслуг награждаемого, которые должны соответствовать статутам орденов Российской Федерации, положениям о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации и почетных званиях Российской Федерации.

Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде:

а) коллективами организаций;

б) государственными органами или органами местного самоуправления.

Решение о награждении государственной наградой принимается Президентом РФ на основании представления, внесенного Президенту РФ, и предложения Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.

Государственные награды вручаются Президентом РФ.

По поручению Президента РФ и от его имени государственные награды могут вручать:

а) Председатель Правительства РФ;

б) члены Правительства РФ, руководители федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов;

в) должностные лица Администрации Президента РФ;

г) высшие должностные лица субъектов РФ;

д) руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

е) президенты государственных академий наук;

ж) командиры воинских частей, соединений, командующие объединениями, а также иные должностные лица, определяемые руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Президент РФ может поручить вручение государственных наград иным лицам.

Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении.

4. К видам награждений за особые трудовые заслуги относятся также государственные премии, премии, почетные грамоты и благодарности Правительства РФ. Они присуждаются за достижения в области литературы и искусства, науки и техники, в области образования.

Федеральным законом от 19.05.1995 N 80-ФЗ учреждена ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова за выдающиеся достижения в области военной науки и создания военной техники, а также за лучшие произведения литературы и искусства, посвященные Великой Отечественной войне.

Размер, порядок присуждения и вручения Государственной премии определяются Положением о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, утверждаемым Указом Президента РФ от 28.10.1996 N 1499.

Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. руб. каждая.

Эти премии присуждаются гражданам РФ за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 73 предусмотрено награждение Почетной грамотой Правительства РФ и объявление благодарности Правительства РФ за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, осуществлению эффективной деятельности федеральных государственных органов, развитию местного самоуправления, обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороноспособности страны и государственной безопасности, реализации внешней политики государства, а также осуществлению иных полномочий, возложенных на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Такими грамотами и благодарностями могут удостаиваться граждане РФ, как правило, имеющие широкую известность.

Ходатайства о награждении грамотой и об объявлении благодарности могут возбуждаться органами местного самоуправления и организациями. Указанные ходатайства направляются соответствующим высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) или руководителям федеральных государственных органов.

Названным Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации и благодарности Правительства Российской Федерации.

Законом о ветеранах предусмотрено звание «ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Сведения о награждениях и поощрениях за трудовые заслуги вносятся в трудовые книжки работников. Согласно п. 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей в трудовые книжки вносятся следующие сведения:

— о награждении государственными наградами, в т.ч. о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

— награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;

— других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

Контролирующие вопросы по дисциплине «Педагогика»

Контролирующие вопросы по дисциплине «Педагогика»

Вопросы к входному контролю

1. Вставьте недостающее слово: В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль ….

Правильный ответ: добровольно.

2. Вставьте недостающее слово: Наивысшим статусом в группе характеризуется …

Правильный ответ: лидер.

3. Завершите фразу: Целенаправленное формирование установок, ценностей называется

Правильный ответ: воспитанием.

4. Вставьте недостающее слово: Определяющей характеристикой обучаемости является …

Правильный ответ: темп.

5. Вставьте недостающее слово: Прочность запоминания зависит от способа … информации.

Правильный ответ: воспроизведения.

6. Завершите фразу: Главным инструментом в профессиональной деятельности педагога является его …

Правильный ответ: личность.

7. Вставьте недостающее слово: Восприимчивость, податливость обучению называется …

Правильный ответ: обучаемость.

8. Вставьте пропущенное слово: Действие, получившее поощрение, …

Правильный ответ: повторяется.

9. Вставьте недостающее слово: Дидактогения – это негативное психическое состояние обучаемого, вызванное отсутствием педагогического …

Правильный ответ: такта.

10. Вставьте недостающее слово: Коммуникативная структура группы – это совокупность … между участниками группы.

Правильный ответ: взаимодействий (связей).

Вопросы к рубежному контролю

1. Вставьте недостающее слово: В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль ….

Правильный ответ: добровольно.

2. Вставьте недостающее слово: Наивысшим статусом в группе характеризуется …

Правильный ответ: лидер.

3. Завершите фразу: Целенаправленное формирование установок, ценностей называется …

Правильный ответ: воспитанием.

4. Вставьте недостающее слово: Определяющей характеристикой обучаемости является …

Правильный ответ: темп.

5. Вставьте недостающее слово: Прочность запоминания зависит от способа … информации.

Правильный ответ: воспроизведения.

6. Завершите фразу: Главным инструментом в профессиональной деятельности педагога является его …

Правильный ответ: личность.

7. Вставьте недостающее слово: Восприимчивость, податливость обучению называется …

Правильный ответ: обучаемость.

8. Вставьте пропущенное слово: Действие, получившее поощрение, …

Правильный ответ: повторяется.

9. Вставьте недостающее слово: Дидактогения – это негативное психическое состояние обучаемого, вызванное отсутствием педагогического …

Правильный ответ: такта.

10. Вставьте недостающее слово: Коммуникативная структура группы – это совокупность … между участниками группы.

Правильный ответ: взаимодействий (связей).

11. Вставьте недостающее слово: … — это процесс целенаправленной передачи опыта.

Правильный ответ: обучение.

12. Вставьте недостающее слово: Метод получения информации на основе словесного общения называется …

Правильный ответ: беседа.

13. Вставьте недостающее слово: Подкрепляющий фактор – это … событие, повышающее вероятность повторения поведения.

Правильный ответ: любое.

14. Вставьте недостающее слово: Сопереживание другому человеку называется …

Правильный ответ: эмпатия.

15. Вставьте недостающее слово: … — это неповторимость, своеобразие психики и личности человека.

Правильный ответ: индивидуальность.

16. Принципом обучения является …

А – наглядность;

Б – объективность;

В – субъектность.

Правильный ответ: А.

17. К уровням комформного поведения не относится …

А – подчинение;

Б – идентификация;

В – интернализация;

Г – внушение.

Правильный ответ: Г.

18. Определить стиль педагогического общения: В обсуждении задания участвует вся группа, оцениваются факты.

А – попустительский;

Б – авторитарный;

В – демократический.

Правильный ответ: В.

19. Вопросы обучения и воспитания в системе образования исследует …

А – возрастная психология;

Б – педагогическая психология;

В – социальная психология.

Правильный ответ: Б.

Вопросы к текущему контролю

1.Вставьте недостающее слово: Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо …

Правильный ответ: ситуацией.

2. Вставьте недостающее слово: В случае когнитивного диссонанса человек старается всячески …. сделанный выбор.

Правильный ответ: обосновать.

3. Завершите фразу: Склонность объяснять поведение человека на основе качеств, которые мы считаем у него главными, называется эффектом …

Правильный ответ: ореола.

4. Завершите фразу: При положительном отношении других людей к человеку согласованность (конгруэнтность) между реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями ….

Правильный ответ: увеличивается.

5. Вставьте недостающее слово: Результатом неконгруэнтной коммуникации в семье является привычка к …

Правильный ответ: недоверию (или скрытности).

6. Завершите фразу: Сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства его глазами называется …

Правильный ответ: эмпатия.

7. Вставьте недостающее слово: Мысль, что все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить, …

Правильный ответ: иррациональна.

8. Вставьте недостающее слово: Приписывание включается в более общий план — …

Правильный ответ: установку.

9. Завершите фразу: Одним из условий развития межличностных отношений является психологический …

Правильный ответ: обмен.

10. Вставьте недостающее слово: Общение – это обмен …

Правильный ответ: информацией.

11. Вставьте недостающее слово: Человек ведет себя в соответствии с … других.

Правильный ответ: ожиданиями.

12. Вставьте недостающее слово: Функция, реализующаяся в общении человека с самим собой, называется …

Правильный ответ: внутриличностной.

13. Вставьте недостающее слово: Привлекательность одного человека для другого называется …

Правильный ответ: аттракцией.

14. Завершите фразу: Предубеждение является следствием …

Правильный ответ: стереотипизации.

15. Вставьте недостающее слово: Согласованность вербальных и невербальных сигналов характеризует … общения.

Правильный ответ: конгруэнтность.

16. К эффектам восприятия не относится эффект …

А – новизны;

Б – атрибуции;

В – рефлексии;

Г – эхо.

Правильный ответ: В.

17. У собеседника – нога на ногу и в вашу сторону, для вас это означает …

А – «плюс-реакция»;

Б – «минус-реакция»;

В – нужно учесть другие знаки.

Правильный ответ: В.

18. Радостная встреча отличается от вежливой встречи …

А – степенью воспитанности;

Б – степенью контроля действий;

В – степенью внимательности к партнеру.

Правильный ответ: Б.

19. Жест «передний большой замок» означает …

А – агрессивность;

Б – энергичность;

В — чувство превосходства;

Г – отстраненность.

Правильный ответ: Г.

20. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он …

А – внушает доверие;

Б – безынициативен;

В – не похож на нас.

Правильный ответ: А.

Вопросы к итоговому контролю

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

1. Вставьте недостающее слово: В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль ….

Правильный ответ: добровольно.

2. Вставьте недостающее слово: Наивысшим статусом в группе характеризуется …

Правильный ответ: лидер.

3. Завершите фразу: Целенаправленное формирование установок, ценностей называется …

Правильный ответ: воспитанием.

4. Вставьте недостающее слово: Определяющей характеристикой обучаемости является …

Правильный ответ: темп.

5. Вставьте недостающее слово: Прочность запоминания зависит от способа … информации.

Правильный ответ: воспроизведения.

6. Завершите фразу: Главным инструментом в профессиональной деятельности педагога является его …

Правильный ответ: личность.

7. Вставьте недостающее слово: Восприимчивость, податливость обучению называется …

Правильный ответ: обучаемость.

8. Вставьте пропущенное слово: Действие, получившее поощрение, …

Правильный ответ: повторяется.

9. Вставьте недостающее слово: Дидактогения – это негативное психическое состояние обучаемого, вызванное отсутствием педагогического …

Правильный ответ: такта.

10. Вставьте недостающее слово: Коммуникативная структура группы – это совокупность … между участниками группы.

Правильный ответ: взаимодействий (связей).

11. Вставьте недостающее слово: … — это процесс целенаправленной передачи опыта.

Правильный ответ: обучение.

12. Вставьте недостающее слово: Метод получения информации на основе словесного общения называется …

Правильный ответ: беседа.

13. Вставьте недостающее слово: Подкрепляющий фактор – это … событие, повышающее вероятность повторения поведения.

Правильный ответ: любое.

14. Вставьте недостающее слово: Сопереживание другому человеку называется …

Правильный ответ: эмпатия.

15. Вставьте недостающее слово: … — это неповторимость, своеобразие психики и личности человека.

Правильный ответ: индивидуальность.

16. Принципом обучения является …

А – наглядность;

Б – объективность;

В – субъектность.

Правильный ответ: А.

17. К уровням комформного поведения не относится …

А – подчинение;

Б – идентификация;

В – интернализация;

Г – внушение.

Правильный ответ: Г.

18. Определить стиль педагогического общения: В обсуждении задания участвует вся группа, оцениваются факты.

А – попустительский;

Б – авторитарный;

В – демократический.

Правильный ответ: В.

19. Вопросы обучения и воспитания в системе образования исследует …

А – возрастная психология;

Б – педагогическая психология;

В – социальная психология.

Правильный ответ: Б.

20. Постоянное влечение, расположение к чему-нибудь называется …

А – склонность;

Б — привычка;

В — навык.

Правильный ответ: А.

21. К психологическому критерию возрастного развития относится …

А – деятельность нервной системы;

Б – особенности роста;

В – сформированность качеств личности.

Правильный ответ: В.

22. Способом оптимального реагирования при словесной конфронтации является использование …

А – нейтральных слов;

Б — агрессивных слов;

В – успокаивающих слов.

Правильный ответ: А.

23. К какому принципу обучения относится правило: от простого к сложному?

А — прочности;

Б — доступности;

В — последовательности.

Правильный ответ: Б.

24. Готовность действовать на пользу другим, не считаясь с собственными интересами, называется …

А — самоотдача;

Б — жертвенность;

В — альтруизм.

Правильный ответ: В.

25. К активности, направленной на усвоение и применение понятий, относится …

А – любая деятельность;

Б – учение;

В – труд;

Г – игра.

Правильный ответ: Б.

26. К интеллектуальному чувству относится …

А – сомнение;

Б – наслаждение;

В – ирония.

Правильный ответ: А.

27. Взаимная поддержка в деятельности называется …

А — взаимовлияние;

Б — сотрудничество;

В – присоединение.

Правильный ответ: Б.

28. В структуру учебной деятельности не входит …

А – учебное действие;

Б – действия самооценки;

В – самоанализ.

Правильный ответ: В.

29. Эмоциональная стабильность младшего школьника в первую очередь определяется …

А – игрой;

Б – бытовой сферой;

В – учением.

Правильный ответ: В.

30. Индивидуальный подход к обучаемым основан на …

А – знании личности;

Б – учете социальных факторов;

В – выборе целей и содержания подготовки.

Правильный ответ: А.

31. Воспитание личности характеризуется …

А – преобладанием внутренних факторов;

Б — сочетанием внутренних и внешних факторов;

В – преобладанием внешнего фактора.

Правильный ответ: Б.

32. Какой прием необходимо использовать в обучении тех, кто быстро запоминает и быстро забывает информацию?

А – чаще повторять информацию;

Б – развивать интерес;

В – укреплять нервную систему.

Правильный ответ: А.

33. Признаком оперантного научения является …

А – метод проб и ошибок;

Б – автоматическое приспособление;

В – подражание образцу.

Правильный ответ: А.

34. Побуждение, вызывающее активность и определяющее ее направленность, называются …

А — действие;

Б — намерение;

В – мотивация.

Правильный ответ: В.

35. К методам обучения не относится …

А – лекция;

Б – рассказ;

В – анализ;

Г – беседа.

Правильный ответ: В.

36. Благодаря эмпатии педагога у обучаемого формируется …

А – адекватная самооценка;

Б – завышенная самооценка;

В – низкий уровень притязаний.

Правильный ответ: А.

37. Соотнесите педагогические способности (дидактические и коммуникативные) с их характеристиками: выбор адекватного стиля общения; эмпатия; выбор эффективных методов обучения; индивидуализация обучения; персонализация отношений; привлекательность для других.

Правильный ответ:

Дидактические способности – выбор эффективных методов обучения, индивидуализация обучения, персонализация отношений.

Коммуникативные способности — выбор адекватного стиля общения, эмпатия, привлекательность для других.

38. Соотнесите понятия реактивное и оперантное научение с их признаками: активность; однотипность реагирования; пассивность; формирование реакции; подражание; привыкание.

Правильный ответ:

Реактивное научение –однотипность реагирования; пассивность; привыкание.

Оперантное научение – активность; формирование реакции; подражание.

39. Соотнесите понятия воспитание и обучение с их признаками: передача опыта; обращение к мотивам; формирование знаний; воздействие на поведение; усвоение навыков; формирование установок.

Правильный ответ:

Воспитание – обращение к мотивам; воздействие на поведение; формирование установок.

Обучение – передача опыта; формирование знаний; усвоение навыков.

40. Соотнесите признаки с процессами групповой дифференциации и интеграции: эмоциональный контакт; неустойчивый выбор; совместимость; сплоченность группы; конфликтность; соперничество.

Правильный ответ:

Групповая дифференциация – неустойчивый выбор; конфликтность; соперничество.

Групповая интеграция – эмоциональный контакт; совместимость; сплоченность группы.

41. Соотнесите качество с авторитарным и либеральным стилями педагогического общения: директивность действий; позиция «снизу»; дисциплинированный исполнитель; номинальность лидерства; субъект-объектное взаимодействие; безынициативность.

Правильный ответ:

Авторитарный стиль – директивность действий; дисциплинированный исполнитель; субъект-объектное взаимодействие.

Либеральный стиль – позиция «снизу»; номинальность лидерства; безынициативность.

42. Соотнесите понятия с опытом и направленностью личности: мотивы; навыки; убеждение; стереотип; здравый смысл; мировоззрение.

Правильный ответ:

Опыт – навыки, стереотип, здравый смысл.

Направленность – мотивы, убеждение, мировоззрение.

43. Соотнесите понятия с методами и средствами обучения: взаимное обучение; проблемное изложение; самостоятельная работа; закрепление; применение знаний; аудиторные занятия.

Правильный ответ:

Методы обучения – проблемное изложение; закрепление; применение знаний.

Формы обучения – взаимное обучение; самостоятельная работа; аудиторные занятия.

44. Соотнесите понятия с причинами и способом взаимоотношений: изменение поведения других; групповая принадлежность; выявление социальных реалий; коллегиальность; выполнение работы; соперничество.

Правильный ответ:

Причины формирования взаимоотношений – изменение поведения других; выявление социальных реалий; выполнение работы.

Способы взаимоотношений – групповая принадлежность; коллегиальность;

соперничество.

45. Структурируйте этапы воспитательной работы в порядке их следования: организация работы, планирование, целеполагание, анализ, осуществление.

Правильный ответ: целеполагание — планирование – организация работы –осуществление — анализ.

46. Расставьте понятия в последовательности – самоподкрепление – обучение – научение: осознанное овладение навыком; реагирование на собственное поведение; формирование знаний.

Правильный ответ: реагирование на собственное поведение; формирование знаний; осознанное овладение навыком.

47. Расставьте понятия, последовательно соотнеся с референтным, легитимным, экспертным типом социальной власти: компетентность; эмоциональные предпочтения; принуждение.

Правильный ответ: эмоциональные предпочтения; принуждение; компетентность.

48. Расставьте формы становления общности группы: кооперация, интеграция, дифференциация, ассоциация.

Правильный ответ: дифференциация, ассоциация, интеграция, кооперация.

49. Расставьте последовательность этапов творческого обучения: решение познавательной проблемы; подготовка к изучению информации; применение на практике; обобщение и систематизация полученных знаний.

Правильный ответ: подготовка к изучению информации; решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация полученных знаний; применение на практике.

50. Расставьте понятия в соответствии с линейной, концентрической, спиральной структурами изложения содержания: расширение и углубление знаний; непрерывная последовательность; повторение с последующим расширением.

Правильный ответ: непрерывная последовательность; повторение с последующим расширением; расширение и углубление знаний.

Тема. ОБЩЕНИЕ

1. Вставьте недостающее слово: Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо …

Правильный ответ: ситуацией.

2. Вставьте недостающее слово: В случае когнитивного диссонанса человек старается всячески …. сделанный выбор.

Правильный ответ: обосновать.

3. Завершите фразу: Склонность объяснять поведение человека на основе качеств, которые мы считаем у него главными, называется эффектом …

Правильный ответ: ореола.

4. Завершите фразу: При положительном отношении других людей к человеку согласованность (конгруэнтность) между реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями ….

Правильный ответ: увеличивается.

5. Вставьте недостающее слово: Результатом неконгруэнтной коммуни-кации в семье является привычка к …

Правильный ответ: недоверию (или скрытности).

6. Завершите фразу: Сопереживание партнеру по общению, умение взгля-нуть на обстоятельства его глазами называется …

Правильный ответ: эмпатия.

7. Вставьте недостающее слово: Мысль, что все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить, …

Правильный ответ: иррациональна.

8. Вставьте недостающее слово: Приписывание включается в более общий план — …

Правильный ответ: установку.

9. Завершите фразу: Одним из условий развития межличностных отношений является психологический …

Правильный ответ: обмен.

10. Вставьте недостающее слово: Общение – это обмен …

Правильный ответ: информацией.

11. Вставьте недостающее слово: Человек ведет себя в соответствии с … других.

Правильный ответ: ожиданиями.

12. Вставьте недостающее слово: Функция, реализующаяся в общении человека с самим собой, называется …

Правильный ответ: внутриличностной.

13. Вставьте недостающее слово: Привлекательность одного человека для другого называется …

Правильный ответ: аттракцией.

14. Завершите фразу: Предубеждение является следствием …

Правильный ответ: стереотипизации.

15. Вставьте недостающее слово: Согласованность вербальных и невербальных сигналов характеризует … общения.

Правильный ответ: конгруэнтность.

16. К эффектам восприятия не относится эффект …

А – новизны;

Б – атрибуции;

В – рефлексии;

Г – эхо.

Правильный ответ: В.

17. У собеседника – нога на ногу и в вашу сторону, для вас это означает …

А – «плюс-реакция»;

Б – «минус-реакция»;

В – нужно учесть другие знаки.

Правильный ответ: В.

18. Радостная встреча отличается от вежливой встречи …

А – степенью воспитанности;

Б – степенью контроля действий;

В – степенью внимательности к партнеру.

Правильный ответ: Б.

19. Жест «передний большой замок» означает …

А – агрессивность;

Б – энергичность;

В — чувство превосходства;

Г – отстраненность.

Правильный ответ: Г.

20. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он …

А – внушает доверие;

Б – безынициативен;

В – не похож на нас.

Правильный ответ: А.

21. Исключите неверный ответ: руки непроизвольно перешли в «задний замок», это свидетельствует о …

А – самоуверенности;

Б – чувстве виновности;

В – потребности в «соломинке»;

Г – энергичности.

Правильный ответ: Г.

22. Жест «рука у рта» «читается» как проявление …

А — запрета на самоговорение;

Б – неуверенности;

В — агрессивности;

Г – зависимости.

Правильный ответ: А.

23. Личная зона пространства общения равна …

А — 20-40 см;

Б — 50-120 см;

В — 2-3 м.

Правильный ответ: Б.

24. Реципиент сообщения склонен …

А – легко менять установки;

Б – объективно расшифровывать сообщение;

В – проявлять избирательность восприятия.

Правильный ответ: В.

25. Стереотип социального восприятия возникает при …

А – ограниченном предшествующем опыте;

Б – тенденции извлекать смысл из опыта;

В – полноте информации.

Правильный ответ: Б.

26. Приписывание начинает действовать в условиях …

А – избытка информации о другом;

Б – сформированного мнения о другом;

В – дефицита информации о другом.

Правильный ответ: В.

27. Желание повлиять на другого связано со стремлением к …

А – успеху;

Б – власти;

В – признанию.

Правильный ответ: Б.

28. Большинство людей учится понимать других …

А – изучая психологию;

Б – выслушивая мнения других;

В – путем проб и ошибок.

Правильный ответ: В.

29. Мотивом для конструктивного взаимодействия является …

А – эмоциональный контакт;

Б — доминирование;

В — самовыражение.

Правильный ответ: А.

30. Для равных взаимоотношений не подходит …

А – направленное влияние;

Б – власть;

В – сотрудничество.

Правильный ответ: Б.

31. Обратная связь в общении должна отражать …

А – ваше мнение;

Б — наблюдение;

В – выводы.

Правильный ответ: Б.

32. К коммуникации не относится …

А – предмет взаимодействия;

Б – намерение говорящего;

В – стиль мышления.

Правильный ответ: В.

33. Избирательное восприятие другого предполагает …

А – ответ на все средства коммуникации;

Б – ответ на некоторые из сообщений;

В – учет его мнения.

Правильный ответ: Б.

34. Выражение чувств партнеру по общению помогает …

А – понять его;

Б – установить контакт;

В — избежать разногласий.

Правильный ответ: Б.

35. Наиболее разнообразные и сложные сообщения передаются по …

А – невербальному каналу;

Б – вербальному каналу;

В – неформальному каналу.

Правильный ответ: Б.

36. На ранней стадии установления межличностных отношений наиболее полезен ответ …

А – с пониманием;

Б – оценивающий;

В – интерпретирующий.

Правильный ответ: А.

37. Соотнесите понятия с функциями и свойствами общения: дистантность; интенция; коммуникация; конгруэнтность; развитие личности; спонтанность.

Правильный ответ:

Функции общения – интенция, коммуникация, развитие личности.

Свойства общения – дистантность, конгруэнтность, спонтанность.

38. Соотнесите вид социального воздействия с эмоционально-негативными и деловыми отношениями: просьба; отклонение; мнение; антагонизм; напряжение; солидарность.

Правильный ответ:

Эмоционально-негативные отношения — отклонение, антагонизм, напряжение.

Деловые отношения – просьба, мнение; солидарность.

39. Соотнесите понятия конгруэнтной и неконгруэнтной коммуникации с их признаками: искренность; скрытность; спонтанность; соответствие сигналов; недоверие; рассогласованность сигналов.

Правильный ответ:

Конгруэнтная коммуникация – искренность, спонтанность, соответствие сигналов.

Неконгруэнтная коммуникация – скрытность, недоверие, рассогласованность сигналов.

40. Соотнесите понятия с коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторонами общения: язык жестов; эмоциональный отклик; обмен действиями; невербальные сигналы; вознаграждение; идентификация; выигрыш; обратная связь; познание себя.

Правильный ответ:

Коммуникативный аспект – язык жестов, невербальные сигналы, обратная связь.

Интерактивный аспект – обмен действиями, вознаграждение, выигрыш.

Перцептивный аспект – эмоциональный отклик, познание себя, идентификация.

41. Соотнесите понятия с факторами превосходства, привлекательности партнера, отношения к наблюдателю в ситуации знакомства: личностная переоценка; предвзятость; внешняя привлекательность партнера.

Правильный ответ:

Фактор превосходства – личностная переоценка.

Фактор привлекательности партнера – внешняя привлекательность партнера.

Фактор отношения к наблюдателю – предвзятость.

42. Соотнесите признаки со способами социального восприятия — эмпатией, аттракцией, каузальной аттрибуцией: поиск причины; понимание; удержание внимания партнера.

Правильный ответ:

Эмпатия – понимание.

Аттракция – удержание внимания партнера.

Каузальная аттрибуция – поиск причины.

43. Соотнесите цели с перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторонами общения: выработка общего смысла; удержание внимания партнера; ориентировка в партнере.

Правильный ответ:

Перцептивная сторона – ориентировка в партнере.

Коммуникативная сторона – выработка общего смысла.

Интерактивная сторона – удержание внимания партнера.

44. Соотнесите качества с экспрессивными и перцептивными навыками общения: наблюдательность; тон; объективность; культура речи; пластичность; интерпретация жестов.

Правильный ответ:

Экспрессивные навыки – тон, культура речи, пластичность.

Перцептивные навыки – наблюдательность, объективность, интерпретация жестов.

45. Какие функции для эффективного общения должны совпадать: осознание, честность, противоречие, конфликт, переживание, выражение чувств?

Правильный ответ: осознание, переживание, выражение чувств.

46. Расставьте в последовательности этапы психологического воздействия: убеждение; подражание; эмоциональное заражение; внушение.

Правильный ответ: эмоциональное заражение; подражание; внушение; убеждение.

47. Расставьте последовательность воздействия на партнера с целью управления поведением: ведение, присоединение, следование;

Правильный ответ: присоединение, следование, ведение.

48. Расставьте понятия в последовательности, характеризующей манипулятивный, диалоговый, императивный типы общения: предписывающее управление; равноправное управление; скрытое управление.

Правильный ответ: скрытое управление; равноправное управление; предписывающее управление.

49. Расставьте последовательность фаз общения: фаза ориентировки; фаза диалога; контактная фаза; фаза завершения.

Правильный ответ: контактная фаза; фаза ориентировки; фаза диалога; фаза завершения.

50. Расставьте последовательность этапов в модели коммуникативного процесса: что — по какому каналу – кто – с каким эффектом – кому.

Правильный ответ: кто – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом.

Специфика поощрения и наказания в мотивации персонала

Поощрение – это метод мотивации, основанный на вознаграждении добросовестного труда работников, который вызывает у них приятные эмоции и чувства. Поощрение относится к группе морально-психологических методов мотивации. Метод может применяться, как в материальной, так и нематериальной форме. Он незаменим при оперативной мотивации персонала, когда надо закрепить желательное поведение или отношение работника к делу. Мотивационный эффект достигается за счет минимального разрыва времени между действием работника и его вознаграждением. Главное значение в поощрении играет не столько ценность награды, сколько сила эмоционального воздействия на работника. Эмоциональный эффект хорошо достигается за счет фактора неожиданности при награждении, подготовки специального сценария, выбора удобной ситуации для процедуры поощрения. Большое значение может играть знание руководителем личных особенностей поощряемого им работника, а также его актуальных потребностей. Выражение руководителем признательности и уважения работнику должны быть искренними (снисходительность и лицемерие не мотивируют). Очень важно, чтобы справедливость вознаграждения работника признавалась трудовым коллективом. Завистники и недоброжелатели не должны управлять мнением коллектива.

Материальные формы поощрения персонала:
• Премия за какие-то полезные для предприятия действия работника;
• Ценный подарок в качестве поощрения за аналогичные действия работника;
• Дополнительные льготы и компенсации к социальному пакету работника;
• Зачет в накопительный бонус работника.
Накопительный бонус – одна из форм материального поощрения персонала компании. Суть заключается в том, что работник получает поощрительные баллы за достижения в труде, которые складываются и дают право на получение материального вознаграждения по мере их накопления. Это может быть бытовая техника, мебель, туристическая путевка и другие предметы или услуги. Работник имеет право отоварить только определенную часть своих баллов, остальная часть остается на его счету и мотивирует к новым трудовым достижениям. При увольнении специалиста оставшиеся баллы аннулируются. Эта форма поощрения повышает лояльность персонала к своему предприятию.

Нематериальные формы поощрения персонала:
• Благодарность – это официальная форма поощрения, которая заносится в приказ и объявляется публично за какие-либо заслуги работника;
• Похвала – это неформальное личное или публичное поощрение работника, после того как он успешно выполнил работу или отдельное задание;
• Одобрение – это неформальное поощрение работника в ходе работы, когда дело у него идет на лад;
• Поддержка – это неформальное поощрение работника в процессе работы, когда он сомневается или не может определиться с выбором целей, задач, способов поведения и дей¬ствия;
• Снятие с работника ранее наложенного на него взыскания рассматривается как форма поощрения.
Поощрение работника должно быть справедливым, адекватным и обязательным. Любое невыполненное обещание, относительно поощрения подрывает доверие к руководителю и де мотивирует персонал.

За что следует поощрять работников предприятия:
• За проявленную инициативу, творческий подход, усердие при выполнении служебных заданий;
• За высокое качество работы, профессиональное мастерство специалиста, проявленное при выполнении сложного задания;
• За инновационные идеи, рационализаторские предложения специалиста, направленные на повышения эффективности работы, прибыльности бизнеса, развитие компании;
• За высокие результаты специалиста, показанные им в профессиональном конкурсе или соревновании;
• За достижения специалиста в профессиональной учебе, повышении квалификации;
• За действия специалиста, направленные на экономию материальных и финансовых ресурсов компании;
• За образцовое содержание специалистом закрепленной за ним техники, оборудования, рабочего места, помещения;
• За активное участие работника в наставнической деятельности, обучении молодых специалистов;
• За активный поиск и привлечение в компанию новых частных и корпоративных клиентов;
• За привлечение в компанию квалифицированных и успешных специалистов;
• За образцовое выполнение стандартов по обслуживанию клиентов, которые приняты в компании;
• За ведение работником здорового образа жизни.
Поощрение работников за ведение здорового образа жизни с одной стороны помогает им избавиться от вредных привычек, а с другой стороны позволяет экономить рабочее время на предприятии. Заядлые курильщики, например, тратят на перекуры ежедневно не менее одного часа рабочего времени. Поощрение чаще предоставляется в виде дополнительных оплачиваемых дней к очередному отпуску работника. Поощряется так же те работники, у которых не было пропусков работы по болезни. Правда, здесь нужна осторожность, чтобы работники не пытались переносить свои болезни на ногах. Такие «подвиги» сопряжены с серьезными угрозами для здоровья, да и пользы от больного человека на работе мало.

Наказание – это метод мотивации, основанный на страхе работника подвергнуться административному воздействию и при этом испытать отрицательные чувства и эмоции. Он может иметь как материальные, так и нематериальные формы. Основная цель наказания – это недопущение действий, которые могут нанести вред компании. То есть наказание ценно не само по себе, как «месть» за неправильные действия подчиненного, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит примером всему трудовому коллективу. Мера наказания сотрудника обязательно должно соответствовать тяжести его проступка и сопровождаться объяснением, за что и почему оно применяется. Материальное наказание допустимо лишь в том случае, когда действиями сотрудника компании причинен прямой материальный ущерб, который можно измерить и просчитать.

Материальные формы наказания персонала:
• Денежный штраф (материальная ответственность) вычитается из оклада работника;
• Невыплата работнику соответствия, если оно предусмотрено системой оплаты труда;
• Полное или частичное лишение премии за личные или командные достижения;
• Вычитание баллов из накопительного бонуса работника;
• Сокращение индивидуальной части социального пакета работника на некоторое время.

Нематериальные формы наказания персонала:
• Замечание – это произвольная форма воздействия на работника с указанием на его ошибочные действия или отклонение от установленных норм или стандартов;
• Порицание – это произвольная форма воздействия на работника в виде обращения к совести для пресечения его негативного действия или бездействия;
• Выговор – это официальная форма наказания работника, которая обычно оформляется специальным приказом с указанием проступка;
• Предупреждение работника о его неполном соответствии занимаемой должности – это форма воздействия, которая обычно сопровождается разбором всех нарушений в ходе беседы с руководством;
• Увольнение сотрудника с работы по инициативе администрации – это официальная форма наказания, предусмотренная трудовым законодательством.
По мнению психологов, оптимальное соотношение поощрения и наказания должно быть примерно 70-80% на 30-20%, то есть хвалить подчиненных следует в 3–4 раза чаще, чем ругать. На наших предприятиях чаще можно наблюдать обратное соотношение. Простую работу можно стимулировать и «кнутом», но чем сложней человеческая деятельность, чем больше она требует подключения интеллектуальных и творческих ресурсов человека, тем большую роль играют позитивные методы стимулирования по сравнению с негативными.

65. Дисциплинарные взыскания и поощрения, материальная ответственность работников

Одной из обязанностей работников является надлежащее исполнение трудовых обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, что входит в понятие трудовой дисциплины.

В случае нарушения работником по его вине трудовой дисциплины и совершения дисциплинарного проступка он привлекается к дисциплинарной ответственности.

По Трудовому кодексу в случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель имеет право на применение следующих дисциплинарных взысканий:

1) замечания;

2) выговора;

3) увольнения по соответствующим основаниям.

Федеральным законом, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий. Не допускается применение взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Предусмотрен следующий порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий:

1) До применения взысканий работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Отказ работника предоставить объяснение не является препятствием для применения взыскания.

2) Взыскание объявляется в приказе. Работник должен быть ознакомлен с приказом в течение 3-х дней со дня издания, и расписаться на приказе. В случае отказа работника предоставить письменное объяснение или расписаться об ознакомлении с приказом работодатель составляет соответствующие акты.

3) За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно взыскание.

4) Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Оно не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или аудиторской проверки – позднее 2 лет.

5) Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Порядок снятия с работника дисциплинарного взыскания следующий:

1) Если в течение одного года со дня применения взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

2) Работодатель до истечения одного года имеет право снять взыскание с работника.

Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный одной из сторон в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

Каждая из сторон обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет освобождение сторон от материальной ответственности.

Трудовым кодексом предусмотрены следующие случаи материальной ответственности работодателя перед работником:

1) Возмещение работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения возможности трудиться.

2) Возмещение работнику ущерба, причиненного его имуществу.

3) Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику (конкретный размер компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором)

4) Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (возмещается в денежной форме по соглашению сторон).

Трудовой кодекс предусматривает материальную ответственность и полную материальную ответственность работников. Оба вида предусматривают обязанность работника возместить прямой действительный ущерб, причиненный работодателю. При этом, неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым по рыночным ценам, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. При этом, взыскание с работника сумм, не превышающих среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя, а большая сумма взыскивается в судебном порядке.

Работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Полная же материальная ответственность состоит в обязанности работника возместить причиненный ущерб в полном размере и возлагается только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Согласно Трудовому кодексу полная материальная ответственность возлагается на работника в следующих случаях:

1) возложение ответственности в полном размере в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами;

2) недостачи ценностей, вверенных по специальному договору или по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинение ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда;

6) причинение ущерба в результате административного проступка, установленного государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

8) причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность документально оформляется в письменной форме договорами о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Поощрение за труд — это публичное признание заслуг работника, его успехов в работе в форме применения к нему мер поощрения. Основанием для применения к работнику мер поощрения является его добросовестный эффективный труд, т.е. безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа, а также другие достижения в работе. Меры поощрения за труд по их основаниям и по тому, кто их применяет, можно разделить на два вида: 1) меры поощрения, применяемые работодателем; 2) меры, применяемые соответствующими органами за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.

Формулировка ст. 191 ТК РФ обедняет понятие «поощрение», т.к. не использует поощрение за успехи в работе (тогда как ст. 66 ТК РФ требует вносить в трудовую книжку сведения о награждениях за успехи в работе, а о поощрениях за особые трудовые заслуги внесение записей не предусмотрено). Очевидно, что в ст. 66 и 191 ТК РФ необходимо внести изменения и уточнения.

Мерами поощрения, указанными в ст. 191 ТК РФ, являются: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии. Названный перечень мер поощрения примерный, другие виды поощрения работников определяются также уставами и положениями о дисциплине. Например, Дисциплинарный устав таможенной службы предусматривает досрочное присвоение очередного специального звания, награждение именным оружием; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ предусматривает награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику». Перечень мер поощрения может быть расширен или конкретизирован применительно к работе в определенной организации в правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективном договоре.

В соответствии с КЗоТ РФ работодатель мог применить поощрение только совместно или по согласованию с профсоюзным органом, действующим в организации. Трудовой кодекс РФ не устанавливает порядок применения мер поощрения, поэтому работодатель вправе определить его самостоятельно. Думается, что роль профсоюзного органа в данном случае значительно снижена.

Работодатель может применить к работнику одновременно несколько мер поощрения (например, объявить благодарность и выдать премию). КЗоТ РФ запрещал применять поощрение в течение срока действия дисциплинарного взыскания. Трудовой кодекс РФ подобного запрета не содержит, поэтому работодатель вправе действовать по собственному усмотрению. Однако данное утверждение не бесспорно. Применяя поощрение к нарушителю трудовой дисциплины, работодатель подрывает принцип института дисциплинарной ответственности — длящегося (в течение одного года) воздействия дисциплинарного взыскания. В данном случае работодателю целесообразно досрочно снять дисциплинарное взыскание, это и будет своеобразной мерой поощрения работника.

Поощрение оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Сведения о поощрениях в обязательном порядке должны найти отражение в личной карточке работника (унифицированной форме N Т-2, утв. постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г.).

Высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, экономике, науке, культуре, искусстве, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные заслуги перед государством служат государственные награды. Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетные звания Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ установление государственных наград и почетных званий России отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Право награждать государственными наградами РФ и присваивать почетные звания РФ и высшие специальные звания принадлежит Президенту РФ. Виды государственных наград закрепляет Положение о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. Этим же Положением определяется и порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами и представления работников к награждению.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *