Отходы от использования товаров

Деятельность с отходами от использования товаров

— На какие товары распространяется требование по утилизации отходов их производства?
— Каким образом осуществляется утилизация отходов от использования товаров?
— Декларирование количества выпущенных в обращение товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
— Нормативы утилизации отходов от использования товаров
— Льготы при утилизации отходов от использования товаров
— Отчетность о выполнении нормативов утилизации
— Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
— Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
В справке представлена информация о требованиях действующего законодательства к процессу утилизации отходов от использования товаров.
Информация, изложенная в справке, позволит вам сократить время при поиске информации и организовать процесс обращения с отходами от использования товаров.
В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
Отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Внимание!

С 01.01.2020 г. в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ внесены изменения, согласно которым утилизацией отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

На какие товары распространяется требoвание по утилизации отходов их производства?

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством РФ с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (п.2 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).

Внимание!
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Перечень готовых товаров), установлен Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. N 2970-р

Утилизация деревянной тары производителем

Предприятие занимается производством изделий оборонной промышленности, которые не входят в перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и деревянной тары для данных изделий.
Нужно ли было предприятию представлять в срок до 1 апреля 2016 г. декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств? Как их следует оформлять? Какое наказание грозит предприятию за непредставление данных документов?
Нужно ли было предприятию уплачивать в этом году экологический сбор?

Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) производители и импортеры товаров, входящих в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р; далее — Перечень), обязаны ежегодно декларировать данные товары в порядке, установленном Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417; далее — Положение).

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее — декларация), представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые являются производителями, импортерами товаров.

Декларация представляется производителями, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

Росприроднадзор на своих официальных сайтах обеспечивает доступ к электронным сервисам для составления и представления декларации, которые должны быть доступны для производителей, импортеров товаров на безвозмездной основе.

КСТАТИ

В настоящее время декларация представляется с использованием «Модуля природопользователя» или через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора pnv-rpn.ru.
В ближайшее время должен быть введен в действие специальный электронный ресурс для сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами от использования товаров — единая государственная система учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ).

При представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности декларация представляется производителями, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным представлением копии на электронном носителе:

  • производителями товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации производителя товаров;
  • импортерами товаров — в Росприроднадзор.

Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления, датой представления декларации на бумажном носителе — отметка Росприроднадзора или его территориального органа о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Производители товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за отчетный период товаров на основании первичных учетных документов, импортеры товаров — на основании таможенных документов.

Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара из Перечня по форме , приведенной в приложении к Положению.

Количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров указывается для каждого наименования товара в килограммах с точностью до одного килограмма.

В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк.

Проверка полноты и достоверности сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, указанных в декларации, осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема декларации.

Поскольку рассматриваемое в вопросе предприятие занимается производством деревянной тары, оно обязано ежегодно (в т.ч. и в текущем году) декларировать количество выпущенной упаковки в срок до 1 апреля, т.к. данный вид упаковки входит в Перечень:

Извлечение
из Перечня

Пример заполнения декларации приведен ниже (Пример 1) .

Согласно ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, входящих в Перечень, обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов от использования товаров (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р; далее — Распоряжение № 2491-р).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров в соответствии с Перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Производители, импортеры товаров, входящих в Перечень, обязаны ежегодно представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — отчетность), в порядке, установленном Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342; далее — Правила).

Отчетность представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем или импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или государственной регистрации юридического лица, являющихся производителями или импортерами товаров.

Отчетность представляется в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств ЕГИС УОИТ.

Росприроднадзор на своем официальном сайте на безвозмездной основе обеспечивает доступ производителей и импортеров товаров к электронным сервисам (в т.ч. к ЕГИС УОИТ) для составления и представления отчетности.

К СВЕДЕНИЮ

Поскольку ЕГИС УОИТ до сих пор не введена в действие, представление отчетности осуществляется с использованием «Модуля природопользователя» или через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора pnv-rpn.ru.

При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств ЕГИС УОИТ дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:

  • производителем товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту его государственной регистрации;
  • импортером товаров — в Росприроднадзор.

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления посредством ЕГИС УОИТ, датой приема отчетности на бумажном носителе — дата проставления отметки Росприроднадзора или его территориального органа о получении отчетности на бумажном носителе или дата почтового отправления.

Отчетность представляется в отношении каждого наименования товара из Перечня по форме , приведенной в приложении к Правилам.

Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в т.ч. проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к Правилам, осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.

Поскольку рассматриваемое в вопросе предприятие занимается производством деревянной тары, входящей в Перечень и используемой для упаковки продукции собственного изготовления, оно обязано выполнять нормативы утилизации отходов от использования данного вида упаковки и ежегодно в срок до 1 апреля представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Отметим, что Распоряжением № 2491-р в отношении деревянной тары установлены следующие нормативы утилизации:

Извлечение
из Распоряжения № 2491-р

Нормативы утилизации отходов от использования товаров

Несмотря на то что на 2015 г. (как и на 2016 г.) в отношении деревянной тары установлен нулевой норматив утилизации, предприятие обязано было представить отчетность о выполнении нормативов утилизации в срок до 1 апреля 2016 г.

Обратите внимание, что согласно п. 13 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

Например, если предприятие в 2016 г. утилизирует деревянную тару (допустим, 2 %) при установленном на 2016 г. нулевом нормативе утилизации, то установленный на 2017 г. 5%-ный норматив утилизации будет уменьшен для предприятия на 2 % и составит 3 %.

Пример заполнения отчетности (за 2017 г. с учетом выполненного в 2016 г. «сверхнорматива» в отношении деревянной тары) приведен ниже (Пример 2) .

Пунктом 18 Положения и п. 17 Правил предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление декларации и отчетности, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений в декларации и отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По причине отсутствия официальных разъяснений Минприроды России и Росприроднадзора по данному вопросу можно лишь предположить, что ответственность предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.04.2016; далее — КоАП РФ):

Извлечение
из КоАП РФ

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Однако есть вероятность применения к производителю, импортеру товаров ст. 8.2 КоАП РФ:

Извлечение
из КоАП РФ

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в порядке, установленном ст. 24.5 данного Федерального закона и Правилами взимания экологического сбора (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

В срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются:

  • копии платежных документов об уплате экологического сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

КСТАТИ

С проектом Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» можно ознакомиться по ссылке regulation.gov.ru/projects#npa=46362.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что в целях принятия расчетов суммы экологического сбора доработан программный продукт для подготовки отчетности, направляемой в Росприроднадзор, — «Модуль природопользователя», доступный в свободном и бесплатном доступе на официальном сайте Росприроднадзора.

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

К СВЕДЕНИЮ

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения данного требования плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Так как Распоряжением № 2491-р в отношении всех групп товаров из Перечня на 2015 г. были установлены нулевые нормативы утилизации, рассчитывать и уплачивать экологический сбор в срок до 15 апреля 2016 г. не было необходимости.

Что касается рассматриваемого в вопросе предприятия, то поскольку в отношении деревянной тары на 2016 г. установлен нулевой норматив утилизации, а на 2017 г. — 5%-ный, то впервые рассчитывать и уплачивать экологический сбор предприятие должно будет в срок до 15 апреля 2018 г., при условии что установленный норматив не будет выполнен в 2017 г.

ВЫВОД

Так как предприятие занимается выпуском деревянной тары для продукции собственного изготовления, оно было обязано в срок до 1 апреля 2016 г. представить декларацию и отчетность. Ответственность за непредставление данных документов не установлена действующим законодательством, однако, скорее всего, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 или 8.5 КоАП РФ. Уплачивать экологический сбор в текущем году не нужно.

Положение распространяется на товары, произведенные и реализуемые на территории Российской Федерации, товары, импортированные из третьих стран в Российскую Федерацию в целях их реализации, прошедшие соответствующие таможенные операции, а также товары, произведенные на территории государств — членов Евразийского экономического союза и импортированные в Российскую Федерацию в целях их реализации.

При составлении декларации не учитываются товары, вывезенные из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечания к форме не приводятся. Полную версию формы вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».

Напоминаем нашим читателям о противоположных точках зрения Минприроды России и Росприроднадзора по вопросу привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с нарушением порядка и срока, установленных законодательством (см. письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 и письмо Минприроды России от 13.07.2015 № 12-47/16251) (прим. редакции).

Подробнее об утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора см.:

– Куликов И.В. Обязанность по утилизации отходов от использования товаров: анализируем конкретные ситуации // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 68–75;

– Алымова В.А. Утилизация упаковки: есть свои особенности // Справочник эколога. 2016. № 4. С. 50–53 (прим. редакции).

Порядок утилизации и уничтожения просроченных продуктов питания и других товаров

Основные методы переработки продуктов питания Порядок уничтожения Способы избавления от продукции

Утилизация и уничтожение – это одно и то же или нет?

Работа с просроченной продукцией строго регламентирована нормативно-правовыми актами. Запрет на реализацию таких товаров прописан в ст. 472 ГК РФ, а также № 2300- ФЗ «О защите прав потребителей». В cтатье 5 Закона перечислены категории продукции, на которую устанавливается срок годности. К ним относятся:

  • Продукты питания.
  • Парфюмерия и косметика.
  • Лекарственные средства.
  • Бытовая химия.

Товары из перечисленных категорий, срок годности которых истёк, подлежат уничтожению или утилизации (в ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Утилизация и уничтожение – принципиально разные понятия:

  1. Утилизация подразумевает, что просроченный товар может быть использован в будущем, но уже не по прямому назначению. (ст. 1 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Например, его можно передать на корм животным, переработать на джем, уксус и т. д.

    Убедиться в том, что продукт подлежит переработке для его последующего использования позволит только проведение государственной экспертизы в Роспотребнадзоре.

  2. Об уничтожении товара приходится говорить в том случае, когда экспертизой признана невозможность его утилизации.

    Если просроченная продукция непригодна для дальнейшего использования в любом виде, необходимо её уничтожить (п. 11 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263. Далее – Положение).

Как определить, что именно делать с товарами с истекшим сроком годности?

Чтобы определить дальнейшую судьбу просроченных товаров, необходимо обратиться в Роспотребнадзор для проведения экспертизы.

Конкретная процедура будет зависеть от типа продукции.

  1. Для лекарственной продукции, парфюмерии, табачных изделий экспертиза требуется во всех случаях. Регламентируется это рядом нормативно-правовых актов: п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и п. 18 Положения.
  2. В случае с пищевыми продуктами их можно уничтожить или утилизировать и без экспертизы. Это допускается п. 4 Положения при следующих условиях:
    • Владелец не может подтвердить происхождение продукции.
    • Товары имеют явные признаки недоброкачественности и тем самым представляют угрозу жизни человека.
  3. Во всех остальных случаях просроченные товары подлежат экспертизе. Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Роспотребнадзора с целью определения возможности утилизации или уничтожения неликвидной продукции.

По итогам процедуры Роспотребнадзор выносит постановление либо об утилизации, либо об уничтожении просроченных товаров.

Способы и условия дальнейшей обработки продукции выбираются их владельцем самостоятельно и должны соответствовать требованиям нормативных либо технических документов. Тем не менее выбранный способ должен быть согласован с чиновниками Роспотребнадзора. Все услуги по проведению экспертизы оплачивает владелец товаров.

Если продукты планируется утилизировать на корм животных, процедуру необходимо согласовать с комиссаром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора).

Как утилизировать товары, у которых вышел срок реализации?

Работа с просроченным товаром начинается с определения вариантов его дальнейшего использования. Для этого:

  1. Владелец обращается в Роспотребнадзор для проведения экспертизы продукции. Ознакомиться со списком товаров, которые признаются непригодными для использования после истечения срока годности, можно в Постановлении Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720. Сама процедура оценки регламентирована следующими нормативными актами:
    • пункт 2 ст. 3, ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ;
    • п. п. 2, 3 Положения.
  2. По результатам проверки уполномоченный орган выносит заключение о том, что товар можно утилизировать.
  3. Конкретное разрешение зависит от дальнейшего целевого использования просроченных продуктов. Например, для переработки сырья на корм животных, выдаётся соответствующее заключение с подписью представителя ветеринарного надзора.
  4. До момента утилизации все просроченные продукты должны храниться в строго отведённых местах. Контейнеры для хранения должны полностью соответствовать санитарным требованиям: быть герметичными.
  5. Утилизация осуществляется специализированной компанией. Эта фирма должна иметь лицензию Роспотребнадзора на осуществление деятельности по утилизации конкретного вида отходов (ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ). В соответствии с законодательством вывоз продуктов на утилизацию должен проводиться своевременно.
  6. Компания вывозит просроченные продукты с предприятия на место по переработке.
  7. На основании результатов экспертизы продукция перерабатывается либо на корм животных, либо на вторичное сырьё.
  8. Владелец продукции обязан уведомить орган, выдавший разрешение на утилизацию, о том, что товар был передан в соответствующую компанию для дальнейшего использования. Сделать это необходимо в течение 3 дней после передачи продукции в утилизирующую фирму. Уведомление осуществляется путём предоставления оригинала документа, подтверждающего передачу, или же его нотариальной копии. (п. 16 Положения).

Процедура утилизации просроченных товаров сопровождается оформлением определённых документов. Они необходимы для подтверждения проведения утилизации, а также для проведения бухгалтерской отчётности.

Перечень документов включает:

  • Первичную документацию (утверждается компанией самостоятельно). Включает, например, инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3), акт о порче товара (форма ТОРГ-15 или самостоятельно разработанная компанией).
  • Документы, подтверждающие передачу продукции компании по утилизации (оформляются как продажа накладными актами, актами приёма-передачи).
  • Акт о передаче товара специализированной компании и о его дальнейшей переработке (документ предоставляется в Роспотребнадзор).

Основные методы переработки продуктов питания

  • Производство корма для животных. Как правило, просроченные продукты перерабатывают в комбикорм. В некоторых случаях переработка не требуется и продукт может быть отправлен в приют для животных напрямую.
  • Производство джемов, уксусов. Для этого подходят просроченные, перегнившие органические продукты. Они подвергаются специальной обработке.
  • Биологическая переработка (компостирование). Её цель – добиться естественного разложения продуктов. Для этого их помещают в плотно закрытые контейнеры. Там товар компостируется при необходимой для разложения температуре. В дальнейшем переработанное сырьё может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве.

Порядок уничтожения

Общая схема процедуры та же, что и при утилизации. С той разницей, что по окончании процесса товар будет не переработан, а уничтожен. Сделать это можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную фирму.

Порядок действий будет следующим:

  1. Выявление просроченной продукции.
  2. Обращение в Роспотребнадзор для проведения экспертизы товара (п. 8 Положения).
  3. Вынесение решения о непригодности продукции и необходимости её уничтожения (п. 10 Положения).
  4. Непосредственно уничтожение продукции.
  5. Предоставление Акта об уничтожении в Роспотребнадзор в течение 3 дней после процедуры.

Законодательством не регламентирован конкретный исполнитель процедуры ликвидации товара. Требуется лишь, чтобы уничтожение осуществлялось с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды (п. 17 Положения).

При этом уничтожение просрочки происходит в обязательном присутствии комиссии. Она состоит из представителей компании-владельца товаров, а также организации, ответственной за уничтожение (если оно осуществляется специализированной компанией).

Если уничтожается продукция, ликвидация которой может повлечь распространение заболеваний или отравлений людей и животных, или загрязнение окружающей среды, на процедуре должен присутствовать представитель Роспотребнадзора. В последствие он обязан подписать акт об уничтожении. (п. 6, ст. 25 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Несмотря на то, что законом разрешается самостоятельное уничтожение просроченных товаров, наиболее целесообразным считается обращение в специализированную компанию.

В таком случае собственнику не придётся заботиться о правилах уничтожения определённых видов продукции, её должном хранении.

С утилизирующей компанией заключается договор о сотрудничестве. Фирма сама забирает товар и увозит его на место уничтожения. Компания, осуществляющая ликвидацию продукции должна быть аккредитована.

В ходе уничтожения просроченной продукции также составляются отчётные документы. Они включают:

  • Первичную документацию.
  • Акт об утилизации продукции.

Точные требования по содержанию документов зависят от типа продукции. Так, уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16. Он составляется в нескольких экземплярах (по количеству участников комиссии) и подписывается всеми её членами. Состав утверждается директором организации. Может включать сотрудников компании, представителей утилизирующей фирмы и Роспотребнадзора (при необходимости).

Способы избавления от продукции

  • Захоронение на свалке. Наиболее неэкологичный метод. Продукты отвозятся в специальное место и там складируются.
  • Сжигание. Товары помещают в специальные печи – крематории и там сжигают. Получившийся пепел в последствии может быть использован в качестве удобрения.

Также рекомендуем к прочтению другие материалы наших экспертов. Из них вы узнаете, что продавцы делают с просроченными товарами и какие продукты можно есть после истечения срока годности, какая ответственность предусмотрена за продажу просрочки и что делать, если вы обнаружили или купили негодный товар.

Таким образом, если у товаров имеется срок годности, продавец обязан внимательно отслеживать период наступления просрочки. Просроченные продукты не могут быть проданы, и подлежат утилизации или уничтожению. Это 2 принципиально разные процедуры, проведение которых позволяет собственнику законно избавиться от неликвидной продукции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Способы утилизации упаковки

Упаковка – понятие очень обширное, включающее в себя многочисленные изделия из самых разных материалов. Эта «многоликость» определяет различные способы утилизации.

Использованная упаковка может служить для вторичного применения или предназначаться для утилизации.

Утилизация – процесс переработки использованных изделий, упаковки, тары или отходов производства продукции, которые могут быть использованы в последующем технологическом процессе в качестве вторичного сырья как исходные материалы или для получения энергии с применением соответствующих технологий.

При утилизации следует различать:

  • утилизацию материалов, при которой вещественные свойства упаковочных материалов в значительной мере сохраняются, например, при использовании битого стекла или плавлении пластмассы;
  • утилизацию сырья, при которой использованная упаковка преобразуется в форму, подобную сырью, например, при расщеплении упаковки из пластмассы на продукты, подобные сырой нефти;
  • энергетическая утилизация, при которой образуемая при сжигании упаковки энергия, используется, например, для получения тепла;
  • биологическое разложение, например, упаковки из воспроизводимого сырья.

Сырьё группы упаковочных материалов: бумаги, картона, плотного картона, уже много лет утилизируется в виде макулатуры. При вторичном ее использовании существуют технические и экономические пределы, вызванные укорочением волокна, а также ограничения, связанные с контактом макулатурной упаковки и пищевых продуктов.

При утилизации пластмасс обработка материала чрезвычайно дифференцирована. В случае мономатериалов, например бутылок из полиэтилена, проблема в значительной мере решена, а при многослойных материалах, напротив, утилизация практически не имеет смысла. Стекло как упаковочный материал имеет высокий процент утилизации. Ограничения существуют из-за необходимости унификации сорта материалов разного цвета.

Утилизация материалов упаковки из металлов – белой жести и алюминия – технически некритична как в отношении разделения материала, так и в отношении утилизации посредством плавления. Для утилизации, требующей затрат на разъединение и сортирование отдельных материалов, установлены ограничения, поэтому в качестве экономической альтернативы рассматривается энергетическая утилизация.

Утильное стекло или стеклотара

Утильное стекло или стеклотара – использованные изделия (упаковка, тара, стеклянная посуда, битое оконное стекло) из стекла.

Стеклотара как производственные отходы традиционно передаётся производителю для проведения процесса плавления стекла. После использования стеклотара собирается и производится её сортировка. Отсортировывается, прежде всего, одно- и многоразовая стеклотара, которая собирается в соответствующие контейнеры для белого, зелёного и коричневого стекла.

При использовании стеклотары достигается экономия до 25% энергии, которая потребовалась бы на переработку извести, песка и соды как первичного сырья при изготовлении стекла. Также используются процессы плавления и сохранения гомогенной структуры стекла. Изготовленное из вторичного сырья стекло должно обладать высокой степенью чистоты. Посторонние вещества в расплавленном стекле могут привести к сложностям в технологическом процессе. Фактором, ограничивающим использование стеклотары при изготовлении упаковочных материалов, является наличие в ней посторонних веществ, таких как керамика, камни, фарфор, металлы, бумага, глина, химические соединения, красители и пигменты, особенно в белом и коричневом стекле, а также мелкая крошка с величиной частиц менее 4 мм, возникающая при сортировке стеклотары.

Экономически выгодное использование стеклотары подразумевает последовательный сбор и сортировку использованного стекла по цвету. Затем в процессе вторичной переработки производится грубая ручная сортировка, в ходе которой отсортировываются неразбитые бутылки или другие упаковочные материалы, мешки для мусора, металлические банки. Дальнейшая подготовка происходит путём механической резки, просеивания, а также использования сортировочных установок с системами оптоэлектронного распознавания и сортировки посторонних минеральных веществ и разделения стекла по цвету.

Так, например, по данным австрийской компании BT-Wolfgang Binder GmbH, в настоящее время в зависимости от цвета стекла при изготовлении новых изделий доля переработанного стекла достигает 90%. Согласно немецкой статистике, доля вторичного сырья в белом стекле составляет до 70%, в коричневом – до 60%, в зелёном – до 95%.

Вторичное полимерное сырьё или полимерные отходы

Вторичное полимерное сырьё или полимерные отходы – полимеры в виде производственных отходов, которые могут быть использованы в последующем технологическом процессе.

Полимеры при незначительной обработке материала обеспечивают высокую эффективность упаковочного производства, однако использование бывшей в употреблении упаковки представляет определённые трудности. В основе этих трудностей лежит сложный состав упаковочных материалов (смеси пластиков различных сортов), включая легко загрязняемую упаковку типа стаканчиков или тюбиков, использование комбинированных материалов, особенно при незначительном количестве отдельной упаковки (как в случае соединительной пленки). Растущая потребность в сырье, а также необходимость снижения количества отходов привели в последнее время к развитию новых технологий повышения эффективности производства за счёт вторичной переработки полимеров.

Важной предпосылкой для переработки полимерных отходов является чистота их сортов. На сортировочных установках (линиях) с применением ленточной проводки производится ручное разделение подаваемой упаковки на определённые фракции. Механическому разделению, в основном, предшествует измельчение использованной упаковки. В качестве способов сортировки известны следующие:

  1. гидроциклонный способ, при котором очищенные и измельчённые упаковочные вещества из пластмассы различных сортов подаются в наполненный водой цилиндр, где за счёт центробежных сил происходит разделение материалов на лёгкую и тяжёлую фракции в зависимости от их массы;
  2. способ погружения в воду, при котором очищенные и измельчённые упаковочные вещества из пластмассы различных сортов разделяются при опускании их в воду на лёгкую и тяжёлую фракцию по весу;
  3. инфракрасный способ, при котором сортировочная лента освещается инфракрасным светом, различное отражение которого от пластмасс различных типов регистрируется сенсорами, за счёт чего и производится их сортировка.

Перед переработкой пластики сложной структуры могут быть преобразованы в крупнозернистый агломерат, при этом измельчённая упаковка подвергается воздействию высокой температуры, и когда достигается температура плавления, вещество размягчается. Затем агломерат может быть подготовлен различными сухими и мокрыми способами, освобождён от частиц металла и бумаги.

Полученный гранулированный материал может быть использован в качестве вторичного сырья посредством плавления, формования и других способов, обеспечивающих получение новых упаковочных материалов. Вещества, полученные этим способом, часто классифицируются как низкокачественные материалы. Пластмассовые бутылки могут быть отсортированы по объёму и использованы в дальнейшем для различных целей, соответствующих применению полиэтилена высокой плотности, полипропилена и полиэтилентерефталата.

Использование пластмассовых отходов в качестве сырья базируется на разделении полимеров на первоначальные мономеры. Этот способ применяется, например, для производства метанола. В данном случае следует обратить внимание на соблюдение энергетического баланса, так как данный способ является энергетически затратным. Преимущество в этом плане имеет редукционный способ – использование пластмасс в качестве топлива.

Пластмасса, которая не может быть утилизирована и использована в качестве упаковочного материала, может применяться в качестве тяжёлого топлива и угля в доменных печах для получения чугуна, поскольку энергоёмкости использованной пластмассы достаточно для замены первичного сырья типа кокса или природного газа. Преимущество этого способа заключается в отсутствии необходимости сортировки и очистки использованных полимеров.

Макулатура

Макулатура — технические отходы или продукция из бумаги или картона, выведенная из процесса производства или использования, собранная и при необходимости отсортированная. Технические отходы бумаги образуются в процессе полиграфического производства при подготовке к печати (размотке, разрезке, подрезке, срыве амбалажа и верхнего слоя бумаги на рулоне и не только). Отходы бумаги в макулатуру возникают при печатании тиража на листовых печатных машинах (смятые, загрязненные листы, приладочные и дефектные оттиски и т. д.), рулонных печатных машинах (остатки бумаги на втулке, склейки, отходы при обрыве бумажного полотна, тетради, которые пошли на приладку, налаживание работы фальцаппарата и пр.). Бумажные отходы возникают также при проведении брошюровочно­переплетных и отделочных процессов. К категории макулатуры относятся некондиционная бумага, газеты, книги и пр., идущие на переработку в целлюлозно-бумажном производстве, а также бытовые или производственные отходы бумаги, картона.

Макулатура является важнейшим сырьём для бумагоперерабатывающей промышленности (около 2/3 собранного волокнистого материала). К её основными потребителям относятся изготовители бумажной и картонной упаковки. Обозначение сортов макулатуры для целей бумагоперерабатывающей и утилизирующей промышленности производится путём определения качественных показателей и описания различных сортов.

Макулатура разделяется на 5 групп – низкосортная, среднесортная макулатура, улучшенные сорта, усиленные и особые сорта. Важным фактором является соблюдение границы наличия нежелательных веществ в макулатуре, таких как загрязняющие вещества – клей, пластмасса, ткань, краска, лак, металл. Это необходимо для уменьшения потерь качества новых продуктов, полученных из макулатуры, содержащей эти вещества. Для получения высокосортной продукции печатная краска должна быть удалена. В противном случае можно получить лишь серый картон. При каждом цикле переработки макулатуры ухудшается качество волокна бумажной массы, что требует использования определённого количества нового волокна.

Отходы от использования товаров: новые требования к обращению с отходами производства и потребления

30.01.2015
626

Начиная с 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие требования к утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии с определением, предусмотренным данными изменениями, отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

В отношении каких же товаров идет речь?

В соответствии с названными изменениями Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. На момент подготовки настоящей публикации такой перечень не утвержден, однако уже существует проект соответствующего постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

В соответствии с данным проектом в перечень товаров, подлежащих утилизации входит достаточно широкий спектр товаров, в том числе бумага и изделия из нее, изделия резиновые и пластмассовые, металлы, компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование и другие.

Таким образом, новые требования по утилизации отходов от использования товаров коснутся широкого круга промышленных производителей, являющихся представителями как малого и среднего, так и крупного бизнеса, а также импортеров такой продукции, т.е. в том числе многих участников рынка розничной торговли, самостоятельно осуществляющих импорт продаваемой ими продукции.

Каковы основные нововведения?

В соответствии с внесенными изменениями на производителей и импортеров возлагается обязанность самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от готовых товаров.

Закон предусматривает, что приоритетным способом исполнения вышеупомянутой обязанности является самостоятельное обеспечение производителями/импортерами утилизации произведенных отходов в рамках одного из трех вариантов:

  • организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов от использования таких товаров;
  • заключение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами;
  • создание объединений (союзов) производителей, импортеров товаров, включенных в перечень.

При этом самостоятельная утилизация должна осуществляться в соответствии с нормативами утилизации, которые будут установлены Правительством РФ.

Производители и импортеры, которые не смогут обеспечить утилизацию самостоятельно, будут обязаны уплачивать экологический сбор. Правительство РФ должно будет установить ставки сбора в зависимости от группы товаров, подлежащих утилизации. Однако на момент подготовки настоящей публикации они не утверждены.

Таким образом, обязанность производителей и импортеров товаров по их утилизации считается исполненной со дня уплаты экологического сбора или же со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации.

Порядок, формы и сроки представления отчетности производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации, устанавливаются Правительством РФ.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Предположительно таким органом будет являться Федеральной службе по надзору в сфере природопользования как орган осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами.

Следует иметь в виду, что при перевыполнении производителем, импортером нормативов утилизации в предыдущем календарном году, такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации. Кроме того, если упаковка товара произведена из вторичного сырья, то к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент.

В дополнение к названному необходимо отметить, что в рамках изменений в Закон №89-ФЗ с 1 января 2016 года вступит в силу запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, что вероятно существенно повысит сметную стоимость строительства сооружений. При этом в настоящий момент не совсем ясно, в отношении каких видов зданий и сооружений будет относиться данный запрет и, соответственно, какие технологии должны быть использованы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *