Органы осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

Страховые взносы: проверки контролирующих органов

В прошлом номере журнала мы рассказывали о проведении налоговой проверки по НДФЛ, а также о последствиях нарушения Налогового кодекса в части этого налога. В данной статье рассмотрим проверки, связанные со страховыми взносами во внебюджетные фонды, а также последствия нарушения законодательства.

Страховые взносы, регулируемые Законом N 212-ФЗ <1>

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

  • ПФР и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
  • ФСС и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

Виды проверок

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ вышеназванные органы контроля проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Напомним, в чем заключаются эти проверки.

Камеральная проверка. Особенности и порядок проведения такой проверки регламентируются ст. 34 Закона N 212-ФЗ. Она проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Обратите внимание! При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности осуществления расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом N 255-ФЗ <2>, а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие понесенные расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Выездная проверка. Порядок проведения данной проверки прописан в ст. 35 Закона N 212-ФЗ. Она проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может быть совершена по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

При проведении данной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые документы в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ. При этом ознакомление должностных лиц органов контроля с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля по месту нахождения обособленного подразделения (ч. 3 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Отметим, что выездная проверка может быть проведена за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о такой проверке. Кроме того, она может проводиться не чаще одного раза в три года.

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР орган контроля одновременно в соответствии с Законом N 167-ФЗ <3> проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, а при проведении проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС — проверку правильности понесенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом N 255-ФЗ.

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Также отметим, что в настоящее время Правление ПФР выпустило Распоряжение от 03.02.2011 N 34р, в котором дало Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов. Согласно п. 2.1 этих Рекомендаций выездной проверке подвергаются в первую очередь плательщики страховых взносов при наличии следующих условий:

  • отнесение их к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
  • несвоевременное представление ими индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщиков сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиками пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщиков — не чаще одного раза в течение трех лет (без учета количества проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • наличие информации ФНС об участии плательщиков в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Истребование документов. Итак, при проведении обоих видов проверок орган контроля имеет право требовать документы, касающиеся порядка начисления страховых взносов. Порядок представления таких документов указан в ст. 37 Закона N 212-ФЗ. Выделим основные моменты:

  • требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма;
  • истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В этом случае не требуется нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также изъятия подлинников документов. Отметим, что согласно ч. 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ в случае необходимости орган контроля имеет право ознакомиться с подлинниками документов.

Что будут проверять органы контроля у плательщика страховых взносов?

Итак, сотрудники контролирующих органов будут проверять:

  • категорию плательщика страховых взносов;
  • правильность определения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления;
  • правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами;
  • своевременность и правильность начисления и перечисления страховых взносов.

Рассмотрим каждый этап проверки подробнее.

Категория плательщика страховых взносов. Статьей 5 Закона N 212-ФЗ определены категории плательщиков страховых взносов. К ним относятся:

  1. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

  1. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Для данного этапа сотрудники контролирующего органа потребуют:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде).

Определение объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении прав использования произведений науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Что касается базы для начисления страховых взносов, то она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Закона. При этом базу для начисления страховых взносов определяют отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (ч. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, необходимо помнить, что база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ (ч. 4 ст. 8 данного Закона).

Обратите внимание! Согласно Постановлению N 974 <4> для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом.

<4> Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.».

Для определения объекта и базы для начисления страховых взносов контролирующие органы потребуют:

  • приказ о приеме на работу;
  • табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • расчетные ведомости;
  • платежные ведомости;
  • лицевые счета;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерскую отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главную книгу, мемориальные ордера, книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовую книгу и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета по счетам;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
  • коллективные договоры;
  • трудовые договоры;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • соглашения, заключенные с физическими лицами;
  • контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц;
  • банковские и кассовые документы на предмет выплат в пользу работников (доходов), не относящихся к фонду оплаты труда (например, материальная помощь, премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей, другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков, средства на возмещение расходов работников на оплату жилья, надбавки к пенсиям, расходы на оплату учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет предприятия, оплата путевок работникам и членам их семей и др.).

Определение сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Как было сказано выше, при определении базы для начисления страховых взносов не учитываются суммы, перечисленные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Отметим, что этот перечень является закрытым. Для каждой суммы, соответствующей критериям, указанным в названной статье, необходимо документальное подтверждение такой выплаты и ее размера.

Своевременность и правильность начисления и перечисления страховых взносов. В соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

  • в территориальный орган ПФР — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом N 27-ФЗ <5>;
  • в территориальный орган ФСС — не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

<5> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Что касается своевременности перечисления страховых взносов, то согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется такой платеж. При этом, если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

К документам, подтверждающим своевременность перечисления страховых взносов, относятся:

  • кассовые документы;
  • банковские документы (платежные поручения, выписки из банка).

Дополнительные проверки. Как было сказано выше, при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР орган контроля одновременно в соответствии с Законом N 167-ФЗ проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, а при проведении проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС — проверку правильности понесенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом N 255-ФЗ.

В связи с этим органы контроля могут потребовать представления дополнительных документов, Перечень которых утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н:

  • листка нетрудоспособности, заполненного в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;
  • для выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — справки из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  • для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка — справки о рождении ребенка установленной формы, выданной органами ЗАГС, а в случае рождения ребенка за пределами РФ — легализованного в установленном порядке документа, подтверждающего рождение ребенка, с заверенным переводом на русский язык, справки с места работы другого родителя о неполучении пособия;
  • для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком — документов, предусмотренных ч. 6 и 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ;
  • других документов.

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Итак, напомним, какие нарушения могут быть выявлены:

а) непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

В случае несоблюдения порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде налагается штраф в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ);

б) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов. В соответствии со ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1);
  • в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов (если это деяние совершено умышленно) (ч. 2);

в) отказ от представления или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Статьей 48 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что отказ от представления или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных данным Законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Напомним, что Законом N 125-ФЗ <6> установлен порядок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, в настоящее время действуют:

  • Постановление ФСС РФ от 21.05.2008 N 110, которым утверждены Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 82, которым утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам. Согласно п. 2 этих Указаний в первую очередь будут проверять страхователей, у которых присутствуют:
  • наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС;
  • значительные расходы, произведенные страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
  • резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
  • рекомендации по результатам камеральной проверки;
  • нерегулярность представления страхователями расчетной ведомости по средствам ФСС.

<6> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Определение объекта и базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 этого Закона.

Таким образом, из указанной статьи следует, что при проверке контролирующий орган запросит те же документы, что и сотрудники Пенсионного фонда.

Суммы, не подлежащие обложению при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Полный перечень таких сумм представлен в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Отметим, что он почти полностью совпадает с перечнем, установленным ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Таким образом, потребуются те же самые доказательства, что и в случае проверки правильности начисления страховых взносов в ПФР и ФФОМС.

Своевременность и правильность начисления и перечисления страховых взносов. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику отчетность по месту их регистрации.

Ответственность организаций за несоблюдение законодательства о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статьей 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрены следующие виды нарушений:

а) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов. Если это произошло в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), налагается штраф в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов. При умышленном совершении указанных деяний штраф составляет 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов;

б) непредставление страхователем в установленный Законом N 125-ФЗ срок отчетности страховщику. Это влечет:

  • при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, — взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
  • в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления такой отчетности — взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб. (абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).

Е.А.Соболева

Эксперт журнала

«Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

Как указано в ст. 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г. будут осуществлять соответствующие внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд России и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды ОМС*;

Фонд социального страхования России и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Примечание. Контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ будет производить в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Обращаем ваше внимание, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЭ в этот закон внесены существенные изменения.

Что изменилось по сравнению с ЕСН?

Контроль за уплатой ЕСН осуществляли налоговые органы, с 1 января 2010 г. контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять указанные выше государственные внебюджетные фонды. Таким образом, отчетов и мест куда их необходимо сдать станет больше. Плюс к этому обычная неразбериха переходного периода…

Между Пенсионным фондом России (и его территориальными органами) будет осуществляться обмен необходимой информацией в электронной форме соответственно с Федеральным фондом и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (см. п. 3 ст. 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 7 и п. 1 части 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по основаниям, установленным в ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (см. таблицу 1 на с. 13).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Трудовой договор

Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

В трудовом договоре среди прочих условий обязательно оговариваются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оплата труда работника (заработная плата) включает в себя:

-вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

-компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и па территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

-стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 Трудового кодекса РФ). О различных системах оплаты труда вы можете прочитать в книге под ред. Г.Ю. Касьяновой «Заработная плата: практическое руководство для бухгалтера». — М.: АБЛК, 2009 (условия приобретения по издательским ценам см. на сайте

Кроме этого, лицам, работающим по трудовому договору, могут производиться и иные выплаты, к которым, в частности, относятся оплата за отпуск (ст. 114 ТК РФ), средний заработок, сохраняемый за время командировки (ст. 167 ТК РФ), пособие по временной нетрудоспособности, а также другие, напрямую не относящиеся к оплате труда выплаты, установленные Трудовым кодексом РФ, иными документами трудового законодательства, локальными нормативными актами, трудовым и/или коллективным договором.

Гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг

К объекту обложения страховыми взносами относятся также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых плательщикам страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой) — см. ст. 7 и п. 2 части 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Порядок заключения договоров гражданско-правового характера и другие вопросы, связанные с этими договорами, регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ТК РФ).

К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в частности, относятся:

-договор подряда (глава 37 ГК РФ);

-договор возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ).

Примечание. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 3 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Договоры с авторами и лицензионные договоры

Как указано в ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, к объекту обложения страховыми взносами, в частности, относятся выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по следующим видам договоров:

-договор авторского заказа, по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ);

-договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, согласно которому автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ);

-лицензионный договор о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ);

-издательский лицензионный договор является разновидностью указанного выше лицензионного договора и имеет свои особенности. Согласно положениям ст. 1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков*.

В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в ст. 450 ГК РФ.

Иные выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию

Для организаций (помимо указанных выше оснований — выплат и вознаграждений по соответствующим договорам) объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. I ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения, не признаваемые объектом обложения

Обратите внимание, что существуют выплаты, которые производятся на основании трудового договора или гражданско-правового доктора (предметом которого является выполнение работ, оказание услуг), но в то же время не признаются объектом обложения страховыми взносами.

К таким выплатам согласно п. 4 ст. 7 Закона от 24. 07. 2009 № 212-ФЗ относятся:

1) выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства,- по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении расположенном за пределами территории Российской Федерации,

2) выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Что изменилось по сравнению с ЕСН?

В Законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ нет привязки объекта обложения страховыми взносами к расходам, уменьшающим облагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, в отличие от ЕСН при отнесении выплат и иных вознаграждений к объекту обложения страховыми взносами не имеет значения, относятся ли эти выплаты и вознаграждения к расходам, уменьшающие базу по налогу на прибыль, или нет.

Например, премии, начисленные за счет прибыли, ранее не облагаемые единым социальным налогом, страховыми взносами будут облагаться, т.к. данные премии согласно ст. 7 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами.

Структура фонда социального страхования РФ

Фондом социального страхования (далее – ФСС) называется государственная не бюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан РФ.

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:

  1. КРФ.
  2. БК и НК РФ;
  3. ФЗ «Об основах ОСС».
  4. ФЗ «О бюджете ФСС».
  5. ПП «О ФСС».
  6. Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами.

Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.

Составляющие органы

ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

  • исполнительные;
  • руководящие;
  • контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются:

  • региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации;
  • центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях;
  • филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» — ПП №101).

Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.

В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.

В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения – в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» — ПП №101) .

Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.

Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.

В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год.

Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с:

  • налоговой инспекцией;
  • профсоюзами.

Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

Про аналитический учет по счету 69 читайте в статье: расчеты по социальному страхованию.

Какие функции выполняет социальное страхование в России, .

Схема структуры фонда

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Структура фонда социального страхования РФ

Развернутая организационная структура фонда

Структурные составляющие основной финансовой сметы

Как формируются доходы

Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период.

Средства организации формируются за счет:

  • страховых выплат работодателей;
  • страховых перечислений предпринимателей;
  • за счет доходной части от инвестиционной деятельности;
  • за счет бюджетных отчислений;
  • других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.

Схема поступлений в фонд по видам в 2014 году (рубли)

К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:

  • материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
  • материальная помощь для беременных и на случай родов;
  • материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
  • материальная помощь в случае рождения ребенка;
  • материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
  • обязательное пособие на погребение;
  • расходы на санаторно-курортное лечение работников.

К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:

  • материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
  • выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.

Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:

  1. Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
  2. Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.

Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.

На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей. Получено было только 157,6 млрд рублей. Величина профицита составила 39,6 миллиардов рублей.

Избыточные средства в 2014 году сформировались за счет сокращения доходов. На 2015 год утверждена новая доходная планка – это 608, 4 млрд рублей.

Структура расходов

Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.

Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:

  • на решение общегосударственных вопросов;
  • на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
  • расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
  • связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).

Фактически средства фонда расходуются на:

  • выплату пособий;
  • оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
  • оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
  • финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
  • частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
  • иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.

Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:

  1. По временной нетрудоспособности.
  2. По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
  3. При рождении ребенка.
  4. При усыновлении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
  6. На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.

Схема расходов фонда по видам в 2014 году (рубли)

Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.

Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.

Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.

Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.

На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.

Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля. Председатель ФСС назначается на должность Правительством.

Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.

В 2014 году большая часть доходов была получена за счет страховых взносов работодателей и предпринимателей. Что касается расходов за этот год, то они были сильно сокращены.

Полученный профицит стал основанием для утверждения проекта бюджета на 2015 год с расширенным списком расходных статей.

Про цели, на которые используются средства фонда социального страхования, рассказывается в статье: функции фонда социального страхования РФ.

Что представляет собой социальное страхование в системе социальной защиты населения в РФ, вы можете узнать из этой статьи.

Кто является субъектами обязательного социального страхования, .

Видео: Коротко и ясно о пользе Фонда Социального Страхования

Предыдущая статья: Функции фонда социального страхования РФ Следующая статья: Отчисления в фонд социального страхования

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

(«Экономика и жизнь – Бухгалтерское приложение» № 29/09)

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы — в данной публикации.

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

■ ФСС России и его исполнительные ор­ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо­дованием этих средств на предприятиях в со­ответствии с Положением о Фонде социаль­ного страхования РФ, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно­го социального страхования контролиру­ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова­телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя­ющие могут истребовать документы, полу­чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате­лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви­дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле­ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон­да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре­жимы, произведенные с нарушением зако­нодательных и иных нормативных право­вых актов РФ по обязательному социаль­ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц­страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру­доспособности у работодателей, применя­ющих спецрежимы и добровольно уплачи­вающих в фонд страховые взносы на соци­альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако­нодательства либо не подтверждены доку­ментально.

При выявлении нарушений в расходова­нии средств, полученных от исполнитель­ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра­хователь обязан возместить в бюджет фон­да — добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя­ми и служат основанием для внесения изме­нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально­го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест­вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

А.Н. Маренин, главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

■ Работникам предоставляются ежегод­ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо­чие праздничные дни, приходящиеся на пе­риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю­чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани­жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федераль­ными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, утвержденны­ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол­няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе­но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы­плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее — Перечень). Перечень явля­ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла­ты, производимые в соответствии с законо­дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже­тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе­речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво­димые за счет средств страхователя, предус­мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере­чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы­платы работникам, производимые страхо­вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис­трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь — физическое лицо не поз­днее десяти дней с даты заключения тру­дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос­нование — ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со­циальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя — штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен­ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю­щие ответственность за нарушение налогово­го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс­твие стечения тяжелых личных или семей­ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли­янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи­мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс­твенности за совершение налогового право­нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен­ность за совершение налогового правона­рушения, устанавливаются судом или на­логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо­му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе­ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор­мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра­ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ­ляется с нулевыми показателями. При не­представлении расчетной ведомости возни­кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую­щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред­ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме­ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года — 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред-• приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как — не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра­бочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про­изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма­тивными требованиями охраны труда. Та­кая аттестация проводится в порядке, уста­новленном федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

В 2009 г. порядок и условия финансиро­вания предупредительных мер осущест­вляются в соответствии с приказом Мин­здравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финанси­рования в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс­твенными факторами» (далее — Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам — рабо­ты по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными норма­тивными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа­щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования — 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую­щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви­ду страхования, произведенных в предшест­вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек­те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп­редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво­ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

• план финансирования в текущем кален­дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

• план мероприятий по улучшению усло­вий и охраны труда, проводимых в соот­ветствии с требованиями ТК РФ;

• копию акта о результатах проверки гос­инспекцией труда в субъекте РФ соб­людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования рас­ходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко­пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи­мым оборудованием.

При подтверждении расходов представ­ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос­ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред­ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи­зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус­ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс­твенной регистрации не менее трех лет, те­кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

КСТАТИ

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя­зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя­нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови­ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди­тельные меры, условно подразделяют на две ка­тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес­твующий год, и те, у кого сумма взносов превы­шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол­нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен­тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты­ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи­нансирование предупредительных мер. Расхо­ды на предупредительные меры, произведен­ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

БУКВА ЗАКОНА

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

• Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюд­жете Фонда социального страхования Российской Фе­дерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

• постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокраще­нию производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний работников и санаторно-курортного ле­чения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

• приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупре­дительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны­ми факторами»;

• приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организа­ции работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009—2010 годов предупредительных мер по со­кращению производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний работников и санаторно-курортно­го лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

• постановлением ФСС России от 15.10.2008 №209 «Об утверждении формы и порядка представления отче­та по использованию сумм страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокраще­нию производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний работников».

Фонд социального страхования перешел на цифровой контроль за исполнением госконтрактов

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Фонд социального страхования (ФСС) запустил цифровой контроль за исполнением государственных контрактов во всех 85 регионах России, сообщает в четверг пресс-служба Фонда.

«В 2018 году мы запустили программу в пилотном режиме в целях повышения эффективности мониторинга и контроля исполнения контрактов региональных отделений Фонда на примере закупок на поставку услуг. По итогам было принято решение перейти не нее, в том числе по контрактам на поставку товарно-материальных ценностей», — говорится в сообщении.

В пресс-службе Фонда пояснили, что теперь все документы в системе отображаются в электронном формате, фиксируются сроки поставки, доступен мониторинг закрывающих документов и другие функции.

«Также действует система уведомлений, которая заблаговременно оповещает ответственную сторону о необходимости совершения тех или иных регламентных действий в процессе исполнения обязательств по контракту. Обмен документами происходит полностью в электронном виде и со 100% юридической значимостью», — уточнили в пресс-службе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *