Непредоставление бухгалтерской отчетности штраф

За непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности для включения в госинформресурс бухотчетности могут ввести штрафы

Mazirama / .com

Минфин России разработал соответствующий законопроект. Документ вынесен на публичное обсуждение и направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.

Предлагается включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новую статью 15.11.1, устанавливающую ответственность за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такая поправка направлена на реализацию обновленной редакции ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ. В частности, с 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности будет представляться в электронном виде по ТКС в налоговый орган в целях формирования государственного информационного ресурса бухотчетности. Созданием и ведением такого ресурса займется ФНС России.

Входит ли аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности? Узнайте в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Законопроектом1 предусмотрено установление с 2021 года административных санкций за несвоевременное представление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление такой отчетности в неполном составе и иные нарушения порядка ее представления. Размеры штрафа дифференцированы в зависимости от того, подлежит ли отчетность обязательному аудиту или нет.

Так, за непредставление отчетности, не требующей аудита, определен штраф в размере 50-70 тыс. руб. для должностных лиц, 100-200 тыс. руб. для юрлиц. Если же отчетность подлежит обязательному аудиту, то размер штрафа за правонарушение увеличится до 80-100 тыс. руб. для должностных лиц, 300-500 тыс. руб. для юрлиц.

Повышенные санкции также установлены для случаев, когда годовая бухотчетность не представлена в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за годом, за который она составлена. Штраф может достигать 100 тыс. руб. для должностных лиц и 300 тыс. руб. для юрлиц (если отчетность не требует обязательного аудита), 200 тыс. руб. для должностных лиц и 700 тыс. руб. для юрлиц (если необходим обязательный аудит).

Отметим, срок для представления обязательного экземпляра отчетности в виде электронного документа не отличается от действующего общего срока представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона о бухучете в редакции с 1 января 2020 года).

В случае одобрения законопроекта изменения в КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2021 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/06-18/00081866).

Российские компании обязаны своевременно и полностью подавать в государственные органы отчетность о результатах деятельности (бухгалтерскую) и об уплате налогов (налоговую). Правила и сроки сдачи отчетности зафиксированы в Налоговом кодексе. За несдачу налоговой и бухгалтерской отчетности предусмотрена ответственность в виде штрафов.

Абсолютно все предприятия должны вести учет деятельности и сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года до 31 марта. Также организации ведут налоговый учет для определения базы при расчете налогов (на прибыль, на имущество и т.п.). Они подают декларации в регламентированные сроки.

Все компании производят отчисления в фонды (Пенсионный, Медицинский и социального страхования) и подают соответствующую отчетность, отражающую суммы расчетов.

Государство осуществляет надзор и прописывает ответственность за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности (и налоговой тоже). Ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и Налоговым кодексом РФ.

Читайте также: Штраф за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности в 2019 году

Штрафы за задержку налоговой отчетности

Когда организация задерживает подачу деклараций по налогам, в том числе, по НДС, налогу на прибыль за год, налогу на имущество за год, налогу при УСН, ЕНВД, ЕСХН, транспортному и земельному налогу, то предусмотрены санкции, которые составляют 5% от суммы, указанной в несданной вовремя декларации. Они взимаются за каждый месяц, даже если он неполный. В то же время взыскания не могут быть меньше 1000 руб. и больше 30% от суммы в декларации. Если декларация нулевая, то штраф налагается в минимальном размере – 1000 р. При несдаче авансовых деклараций штраф гораздо меньше – всего по 200 рублей за документ.

За опоздание предоставления формы расчета 6-НДФЛ налагается штраф 1000 р. Если задержка с отчетами РСВ-1 в Пенсионный фонд и Медстрах, то вас ожидает взыскание в размере 5% от подлежащей к уплате суммы за 3 месяца. При затягивании с формой СЗВ-М – штраф в 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

За отчетность в ФСС взыскивается сразу два штрафа: 5% от суммы взносов на случай временной нетрудоспособности и 5% от суммы взносов на страхование от несчастных случаев, начисленные за 3 последних месяца.

Опять же имеются ограничения по штрафам — не более 30% от суммы взносов и не менее 1000 р.

Штрафуются и должностные лица на сумму от 300 до 500 рублей, ответственные за сдачу отчетности, в первую очередь руководитель. Каков штраф за несвоевременную сдачу баланса, читайте ниже.

Штраф за несвоевременную сдачу баланса в ИФНС

Все компании вне зависимости от системы налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН) обязаны вести бухгалтерский учет и подавать итоговую отчетность по году в налоговую инспекцию и в органы Росстата до 31 марта следующего года. Некоторые компании ведут ежемесячную и ежеквартальную отчетность, ее предоставлять в эти органы не нужно. Также в органы статистики необходимо обязательно подавать аудиторское заключение, если компания обязана его делать.

Когда последний день сдачи выпадает на выходной или праздничный день, то итоговым днем сдачи считается следующий за ним рабочий день. Отчетность может быть подана разными способами, в том числе и на бумаге непосредственно в налоговые органы или Росстат, на втором экземпляре делается отметка о получении, также она может быть направлена почтой ценным письмом с описью вложений, тогда датой представления будет дата отправки. Возможна отправка в электронном виде с использованием специальных каналов связи.

Если по каким-либо причинам компания несвоевременно сдает бухгалтерскую отчетность, то предусмотрена административная ответственность. Причем штраф за несдачу баланса возлагается как на саму организацию, так и на должностное лицо, ответственное за ведение учета. Если даже компания не ведет какую-либо деятельность, то все равно необходимо сдать отчетность (нулевую).

В 2016 году штраф за бухгалтерскую отчетность предусмотрен следующий:

На кого налагается штраф

Штраф за несдачу бухгалтерской отчетности 2016

ИФНС

Росстат

Для предприятия

200 руб.

От 3000 до 5000 руб.

На работников предприятия

От 300 до 500 руб.

От 300 до 500 руб.

При этом штраф за несвоевременную сдачу баланса в ИФНС устанавливается за каждый непредставленный документ. Например, штраф за несданный баланс за 2015 год будет составлять 800 рублей, если не предоставлены 4 формы (баланс, ОФР, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств).

Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую

Актуально на: 19 июня 2017 г.

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговую инспекцию по своему месту нахождения годовую бухгалтерскую отчетность (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). А какая предусмотрена ответственность за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности в налоговую?

Когда сдавать годовую отчетность?

Бухгалтерская отчетность должна быть сдана не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, т. е. не позднее 31 марта следующего года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом если 31 марта выпадет на выходной день, сдать годовой отчет можно будет не позднее первого рабочего дня, следующего за таким выходным днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Необходимо учитывать, что бухгалтерскую отчетность могут не сдавать те, кто не обязан вести бухучет, а также религиозные организации, у которых в отчетном году не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

А какие штрафы за несдачу отчетности в налоговую инспекцию, расскажем ниже.

Штраф за несдачу баланса в налоговую 2017

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую грозит организации и ее должностным лицам штрафами. Штраф за несдачу отчетности в налоговую составляет для организации 200 рублей за каждую непредставленную форму бухотчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ). Так, если компания должна сдавать только баланс и отчет о финрезультатах, штраф за непредставление форм составит 400 рублей. А если организация должна была сдавать еще отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств, штраф за несдачу форм возрастет до 1 000 рублей.

Штраф за несданную отчетность в налоговую для руководителя организации составляет от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом необходимо учитывать, что к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в органы Росстата или представление ее в неполном составе организация и ее руководитель привлекаются на основании ст. 19.7 КоАП РФ (Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ). Штраф для организации составляет от 3 000 до 5 000 рублей, а для руководителя – от 300 до 500 рублей.

Эксперт рассказывает, как связаны готовящиеся штрафы за просрочку сдачи бухотчетности, закон 115-ФЗ и новые правила для аудиторов.

Недавно на «Клерке» вышла статья «За просрочку со сдачей баланса введут штрафы до 700 тыс. руб.». В статье подробно расписано, как будут штрафовать компании за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности.

Статья хорошая, написана доступным языком и более 10 тыс. подписчиков смогли это оценить. Но меня поразила реакция читателей на этот законопроект. Одни увидели в этом действия, направленные на уничтожение бизнеса, других удивляет — зачем такие безумные штрафы по такой обыденной процедуре. Ведь все понимают, что своевременно сдать годовую бухгалтерскую отчетность не составляет особого труда для любого предприятия.

📌 Реклама Отключить

Но никто из читателей не рассматривал это как некую последовательность определенных действий нашей власти в целях декриминализации и повышения налоговой прозрачности бизнеса, ну а основная цель — это конечно пополнения бюджета за счет дополнительного поступления налогов. Только за последнее время (по отчетам налоговиков) собираемость налогов выросла на 25% , а страховых взносов на 11%.

Рост собираемости налогов, в основном происходит за счет внедрения налоговыми органами различных автоматизированных систем, проводящих анализ сдаваемой налогоплательщиками отчетности и выявляющих несоответствие данных.

Но ведь есть такие моменты, которые сложно выявить при использовании самых совершенных автоматизированных систем и которые можно выявить только в ходе проверки первичных документов. Но, по заверениям налоговиков, количество выездных проверок неуклонно снижается. И что же теперь делать?

📌 Реклама Отключить

Вот здесь и наблюдается последовательность действий, направленная на передачу проведения проверки первичных документов от налоговых органов иным субъектам.

Так кто же эти субъекты?

Основными субъектами, на которых можно переложить контроль за соблюдением действующего законодательства, являются аудиторы. В соответствии с законодательством, аудит это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Кроме того, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

📌 Реклама Отключить

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) оценочную деятельность;

7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

📌 Реклама Отключить

Аудиторам доступны практически все тонкости организационного процесса на предприятии, а учитывая профессиональный уровень, аудиторы смогут разобраться в любых схемах лучше работников налоговой службы.

Вероятно, учитывая эти возможности, 23.04 2018 года был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 23.04.2018 N 112-ФЗ.

В связи с принятыми изменениями, в законе № 115-ФЗ четко сказано, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. (п.2.1 ст. 7.1 Закона).

📌 Реклама Отключить

Кроме того, аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в 2.1.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны (п.4 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Совсем недавно, в развитие этой темы, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1332 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82» установлен Порядок представления аудиторами информации в уполномоченный орган.

Как вы понимаете, любой способ применяемый предприятием для оптимизации налогов можно отнести к легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

📌 Реклама Отключить

За несоблюдение требований, установленных законом № 115-ФЗ, аудиторы несут серьезную ответственность, и, конечно, они не будут рисковать своим аттестатом, скрывая выявленные нарушения.

Т.е. уже в настоящее время, аудиторы при выявлении любых оснований в т.ч. при выявлении получения предприятием «необоснованной налоговой выгоды», передают информацию в Росфинмониторинг, а далее эта информация поступает в ФНС.

Но в связи с тем, что ответственность за не проведение аудиторской проверки в настоящее время незначительная, многие предприятия просто игнорируют обязательный аудит, и информация о возможных нарушениях в сфере налогообложения не поступает в уполномоченные органы.

Поэтому, с целью стимулирования проведения предприятиями обязательного аудита и подготовлен законопроект о штрафах за несвоевременное представление юрлицом в ИФНС годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, или аудиторского заключения о ней. Ну, а если будет аудиторское заключение, то, может быть, и информация поступит в уполномоченные органы.

Выводы

Вы должны понимать, что приглашая аудитора для оказания даже консультационных услуг, рискуете поделиться информацией со службой Росфинмониторинга и далее с ФНС. 📌 Реклама Отключить

Предприятиям, подпадающим под обязательный аудит, необходимо привести свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, ну а кто не захочет, с того спросят по полной программе.

Если не хотите общаться с аудиторами, то можно попробовать разделить бизнес на предприятия с объемом выручки до 400 млн. руб. и актива баланса до 60 млн. руб. в год (есть законопроект (№ 273179-7), что поднимут порог до 800 млн. руб. и активы до 400 млн. руб.).

Росстат объяснил, кого и как он планирует штрафовать за неверную статистику

Москва, 14 июня 2019, 16:59 — REGNUM Росстат рассчитывает на конструктивное сотрудничество с российскими предприятиями и организациями, но вынужден рассматривать и более жёсткие инструменты принуждения тех, кто регулярно уклоняется от исполнения своих обязанностей. Об этом ИА REGNUM 14 июня проинформировала пресс-служба данного ведомства, отреагировав таким образом на публикацию «В РФ готовят новые инструменты по уничтожению малого и среднего бизнеса», вышедшую на сайте ИА REGNUM 14 июня 2019 года, где шла речь о том, что Росстат разрабатывает законопроект, который позволит данному ведомству штрафовать компании на сумму до 150 тыс. рублей за недостоверную или не вовремя поданную отчётность.

В частности, пресс-служба уточнила, что сумма в 150 тысяч рублей является верхней границей штрафа для юридических лиц при повторном или неоднократном предоставлении недостоверных данных.

«Для должностных лиц, впервые нарушивших соответствующую норму закона, в настоящее время предусматривается штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей», — уверяет ведомство.

Кроме того, Росстат сообщил, что предприятия, компании и организации заполняют специальные формы, которые утверждаются на уровне правительства и снабжаются дополнительными разъяснительными материалами.

«Во всех субъектах Российской Федерации работают территориальные органы государственной статистики, которые не только собирают данные, но и ведут разъяснительную, консультационную работу. Дополнительные пояснения о том, какая информация должна вноситься в формы бланков, можно легко найти в базах данных и на специализированных порталах юридического и экономического профиля», — проинформировало ведомство.

В числе прочего Росстат посетовал на то, что ему приходится сталкиваться со случаями неоднократного пересмотра (предприятиями и организациями — прим. ИА REGNUM ) данных за один и тот же период.

«Зачастую пересмотренные цифры на порядок отличаются от первоначальных, — сообщила пресс-служба. — Это вряд ли может объясняться простой невнимательностью. Скорее, мы имеем дело с пренебрежительным отношением ряда руководителей к своим обязанностям и закону… Мы рассчитываем в первую очередь на конструктивное сотрудничество, но вынуждены рассматривать и более жёсткие инструменты принуждения тех, кто регулярно уклоняется от исполнения своих обязательств».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по мнению экономиста Михаила Делягина, если малый бизнес в РФ будут карать 150-тысячными штрафами за непредоставление информации Росстату или предоставление неверной информации, это станет ещё одним инструментом уничтожения этого сектора экономики. Кроме того, он предположил, что Росстат не очень хорошо объяснил предприятиям, как подавать статистические данные, и теперь «собирается наказывать предприятия за последствия собственной деятельности».

Также отметим, что поводом для обсуждения этой темы стало интервью главы Росстата Павла Малкова, которое тот дал изданию «Известия». В нём, отвечая на вопрос, «не планируется ли как-то усилить ответственность компаний за некачественную отчётность, которую они представляют Росстату?», Малков подтвердил, что «работа в этом направлении ведётся».

«Мы начали диалог по автоматизации претензионной работы. Предполагается, что если компания не подала вовремя отчётность или данные некачественные, налицо какие-то злоупотребления, то автоматически должен выставляться штраф. Сейчас это очень трудоемкая процедура. А должно быть как в случае с нарушениями автомобилистов. Они едут по улице, превысили скорость и автоматически получают штраф», — сказал Малков.

Кроме того, он уточнил, что хотя соответствующего законопроекта ещё нет, «мы буквально неделю назад начали обсуждение концепции этого закона».

«Сейчас мы её прорабатываем и будем выносить на публичное обсуждение», — заверил Малков, таким образом фактически подтвердив разработку законопроекта, касающегося штрафов за недостоверные данные.

Немаловажное значение имеет и другая фраза чиновника о том, что «пока стандартная процедура выставления штрафа чрезвычайно сложна и фактически делает наказание невозможным».

Читайте ранее в этом сюжете: В РФ готовят новые инструменты по уничтожению малого и среднего бизнеса

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *