Льготы по УСН 2018

Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году

По общему правилу пониженные страховые взносы в 2019 году продолжат действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2018 году. Некоторых упрощенцев законодатели обделили. Рассказываем, сколько платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2019 году.

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

Как «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов

В статье 427 НК РФ установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам и осуществляющих виды деятельности, перечисленные в данной статье. В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ отдельно перечислены льготируемые виды деятельности для «упрощенцев». Однако применение пониженных тарифов по-прежнему чревато рисками для плательщиков страховых взносов. И с принятием очередных поправок эти риски только усилились.

В числе плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, названы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД является, например, ремонт автомобилей, бытовых изделий, строительство, производство мебели — всего в списке более 60 видов деятельности.

Напомним, что в период действия ныне отмененного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) пониженные тарифы и условия их применения были установлены в ст. 58 этого закона. В той же статье был приведен и список льготируемых видов деятельности. Для применения пониженного тарифа от плательщика страховых взносов требовалось получение не менее 70% дохода по одному из видов деятельности, приведенных в упомянутом списке. После введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы» данная льгота из Закона № 212-ФЗ «перекочевала» в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, а требование о соблюдении 70-процентного лимита — в п. 6 ст. 427 НК РФ.

Новации

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст. 427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса» заменена на: «Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса».

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

О чем спорили плательщики и проверяющие в период действия Закона № 212-ФЗ

В соответствии с положениями ст. 58 Закона № 212-ФЗ страхователь-организация имел право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий:

— находится на УСН;

— основной вид деятельности соответствует перечню, приведенному в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;

— доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Именно с последним показателем (общим объемом доходов) сложилась очень неприятная ситуация как минимум для медицинских, детских дошкольных и общественных спортивных организаций.

Медицинские учреждения против фондов

Начнем с судебного спора, который рассматривал АС Уральского округа (постановление от 17.07.2017 № Ф09-3213/17).1

Медицинское учреждение ничем другим, кроме оказания медицинских услуг, не занималось, при этом получало целевое финансирование из бюджета. То есть доходы плательщика складывались из доходов, получаемых от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, и доходов от платных медицинских услуг.

Плательщик был уверен, что имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля его доходов от льготируемой деятельности составляла даже не 70, а 100%.

Но по расчетам проверяющих эта доля оказалась менее 70%, то есть, по мнению чиновников, плательщик права на пониженный тариф не имел.

В спорный период действовал п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Согласно ему конкретный вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определялась на основании ст. 346.15 НК РФ.

Напомним, что «упрощенцы» на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Обратимся к подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и использованного по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. В частности, это средства, получаемые медицинскими организациями за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, а также средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками ОМС от территориальных фондов ФОМС.

Как указал суд, фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное медучреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансировалось из средств ОМС, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Деятельность медучреждения была связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования.

При расчете доли доходов, полученных от льготируемой деятельности, суд не стал учитывать в числителе суммы, полученные в рамках целевого финансирования, но оставил их в знаменателе. После этого искомое соотношение стало много меньше нужных 70%.

По мнению суда, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов отсутствуют, так как из буквального толкования и смысла п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, следует, что в общую сумму доходов должны быть включены любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.

Аргумент в пользу медучреждения

В рассматриваемом споре медицинское учреждение сослалось на Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О. Из него следует, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям п. 1.4 ст. 346.15 НК РФ, который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих ОМС. Указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения УСН — ст. 251 и 346.15 НК РФ.

Спору нет: нельзя учитывать полученные в рамках целевого финансирования средства в числителе, и не надо. Но имеют ли право чиновники включать эти суммы в знаменатель?

АС Уральского округа посчитал, что медицинское учреждение неправильно трактует Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О, и согласился с проверяющими из фондов.

Другое судебное решение как аргумент

В качестве доказательства в свою пользу медицинское учреждение также сослалось на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 № Ф02-5156/2016 по делу № А10-7158/2015. На это доказательство уральские судьи отреагировали значительно более нервно. Если отбросить юридическую вежливость, они практически обвинили сибирских коллег в некомпетентности! Что же так «задело» уральский суд?

Дело в том, что в деле, рассмотренном сибиряками, суд первой инстанции и апелляция рассуждали так же, как и АС Уральского округа. Но АС Восточно-Сибирского округа признал эти рассуждения ошибочными.

В этом деле нижестоящие суды, сославшись на ст. 250, 251 НК РФ, также пришли к выводу о несоблюдении поликлиникой предусмотренных в п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ условий для применения пониженных тарифов. Суды при этом исходили из расчетов чиновников, в которых общая сумма доходов для вычисления пропорции была увеличена на суммы полученных страхователем субсидий и зачисленных средств ОМС. Данные суммы суды посчитали доходами по смыслу ст. 346.15 НК РФ, но не доходами от основной экономической деятельности (как и АС Уральского округа).

Однако судьи не учли, что согласно п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ; при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

При этом объектом налогообложения при применении УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, — п. 1 ст. 346.14 НК РФ.

Таким образом, поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, не признаются доходами для целей применения УСН. Следовательно, такие поступления не признаются доходами и для целей применения п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

К числу таких доходов, не подлежащих учету при расчете пропорции, среди прочего, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, — подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования в соответствии с указанной нормой, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

— в виде средств, получаемых медицинскими организациями, ведущими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц.

Приведенная позиция, по мнению АС Восточно-Сибирского округа, согласуется с Определением КС РФ от 19.07.2016 № 1467-О.

Аргумент против: неосновательное обогащение

Чтобы понять истинную причину, почему суды выступают против применения пониженных тарифов медучреждениями, обратимся к постановлению АС Пермского края от 30.12.2016 по делу № А50-23939/2016.

Суд отметил, что медучреждение применяло пониженный тариф страховых взносов как в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из средств целевого финансирования, так и в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из доходов от оказания платных медицинских услуг. Но в составе средств ОМС медучреждению перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу. То есть, применяя пониженный тариф, медучреждение фактически получало неосновательное обогащение (необоснованную выгоду) в виде разности между общеустановленным тарифом и пониженным.

Неутешительные выводы

Возвращаясь к постановлению АС Уральского округа 17.07.2017 № Ф09-3213/17, с которого мы начали разбор проблем применения пониженных тарифов, стоит отметить следующее. Видимо, это тот редкий, но не единственный случай, когда суд решил принять решение не по закону, а по справедливости. Аналогичной позиции придерживается и АС Западно-Сибирского округа (см. постановления от 21.11.2017 № А81-6596/2016 и от 27.11.2017 № А81-6594/2016).

Что написано пером…

Судебная практика довольно часто показывает нам, насколько огромное значение имеют правильные формулировки текста закона. Вот одна из таких ситуаций.

Налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД. Основной вид его экономической деятельности поименован в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но именно по нему применяется ЕНВД, а не УСН. Может ли такой налогоплательщик использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Как уже говорилось выше, в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечислено много видов деятельности. При этом пониженные тарифы страховых взносов могут применять только те плательщики, которые применяют УСН.

Чиновники рассудили так. В силу подп. 5 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний и предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых, классифицируемым на основании ОКВЭД, является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 г. включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 000 000 руб.

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. А сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На этом основании чиновники решили, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применения УСН по основному виду экономической деятельности. Вывод: если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является деятельность, указанная в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которой плательщик применяет ЕНВД, у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Однако нашлись специалисты, которые посчитали, что пусть и чисто формально, но чиновники не правы. В рассматриваемом подпункте буквально выдвинуты только два условия:

— субъект должен применять УСН;

— основной вид деятельности должен быть упомянут в перечне.

О том, что УСН должна применяться именно по основному виду деятельности, здесь не сказано, как и о том, что субъект не может одновременно применять другую систему налогообложения.

Были сомнения, что арбитражный суд прислушается к таким весьма натянутым аргументам, но АС Уральского округа прислушался (см. постановление от 15.11.2017 № Ф09-7163/17)! Он однозначно указал, что «уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности».

Так что в тексте НК РФ важно каждое слово! И с этой аксиомой мы возвращаемся к той новации, о которой говорили в начале статьи.

В чем заключаются скрытые риски новаций

Как видно, основная проблема применения налогового законодательства — в его трактовках. Законодатели могут предполагать одно, фактически написать в законе другое, у чиновников будет своя трактовка, у налогоплательщиков/или плательщиков своя, а суд может посмотреть на все с другого ракурса, причем у каждого суда ракурс может быть свой.

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения2.

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

Тарифы на электроэнергию в 2020 году

Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) постановлением № 220 от 26.02.2015 приняла решение о поэтапном повышении тарифов на электроэнергию для населения. Данное повышение предусматривает пять этапов, начавшихся с 1 апреля 2015. Последний, 5-й этап, начал действовать с 1 марта 2017. Кроме того, для населения предусматривается уменьшение тарифного коэффициента в ночное время с 0,7 до 0,5 (при условии использования потребителями двухзонного учета электроэнергии).

Тарифы на свет в Украине для населения в 2020 году

Чтобы облегчить жизнь большинству соотечественников, мы добавили сюда небольшую форму, с помощью которой можно быстро рассчитать стоимость потребленной электроэнергии. Расчет делается только для основных категорий потребителей; впрочем, они охватывают подавляющее большинство населения.

Тарифы на электроэнергию для населения
(с 1.03.2017 по настоящее время)

Категория потребителей Тариф
(коп. за 1 кВт⋅час, с НДС)
1 Население, проживающее в жилых домах (в том числе в домах, оборудованных кухонными электроплитами), в том числе и в сельской местности
– за объем, употребленный до 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 90,0
– за объем, употребленный свыше 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 168,0
2 Население, проживающее в жилых домах (в том числе в домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками (в том числе в сельской местности)
в период с 1 мая по 30 сентября:
– за объем, употребленный до 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 90,0
– за объем, употребленный свыше 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 168,0
в период с 1 октября по 30 апреля:
– за объем, употребленный до 3000 кВт⋅час электроэнергии в месяц 90,0
– за объем, употребленный свыше 3000 кВт⋅час электроэнергии в месяц 168,0
3 Население, проживающее в многоквартирных домах, не газифицируемых природным газом и в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения (в том числе в сельской местности)
в период с 1 мая по 30 сентября:
– за объем, употребленный до 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 90,0
– за объем, употребленный свыше 100 кВт⋅час электроэнергии в месяц 168,0
в период с 1 октября по 30 апреля:
– за объем, употребленный до 3000 кВт⋅час электроэнергии в месяц 90,0
– за объем, употребленный свыше 3000 кВт⋅час электроэнергии в месяц 168,0
4 Многодетные, приемные семьи и детские дома семейного типа 90,0
5 Население, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общим расчетным средствам учета и объединенное путем создания юридического лица, жилищно-эксплуатационным организациям, кроме общежитий 168,0
6 Общежития 90,0

  • Электроэнергия, которая расходуется в многоквартирных домах и общежитиях на технические цели (работу лифтов, насосов и замочно-переговорных устройств, принадлежащих владельцам квартир многоквартирного дома на правах общей собственности), а также освещение дворов, лестниц и номерных знаков, отпускается по тарифу 168 коп. за 1 кВт⋅час (с НДС).
  • Электроэнергия, которая расходуется в дачных и дачно-строительных кооперативах, садовых товариществах, гаражно-строительных кооперативах на технические цели и освещение территории, отпускается по тарифу 168 коп. за 1 кВт⋅час (с НДС).

Нормативные документы:

  • Постановление НКРЭКУ № 220 от 26.02.2015
Тарифы на электроэнергию для населения, действовавшие ранее:
  • См. также:
    • Тарифы на природный газ
    • Тарифы на электроэнергию для предприятий

Льгота по страховым взносам в 2020 году

Страховые взносы, отчисляемые в бюджет на доходы работников, рассчитывают в соответствии с указанными в гл. 34 НК РФ ставками. Законодательством предоставлены льготы для организаций и ИП, применяющих УСН для ряда видов деятельности. Для работников предприятий предусмотрены пониженные ставки при исчислении взносов. Основным нормативным положением, описывающим льготу в 2020 году, является ст. 427 НК РФ.

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Предприятия, ведущие указанную деятельность, но применяющие иные режимы налогообложения, не могут воспользоваться правом на применение пониженных тарифов (Читайте также статью ⇒ Порядок расчета льгот по страховым взносам в 2020 году).

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки.

Назовем основные требования для получения льготы: (нажмите для раскрытия)

Обязательное условие для льготы Критерий
Вид деятельности, осуществляемый предприятием Установлен для основного вида ОКВЭД и совпадает с перечнем пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Выручка основного вида деятельности 70% в общем объеме поступлений
Предельный доход предприятия Годовой доход предприятия не должен превышать 79 млн рублей

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Льгота для благотворительных организаций

Наряду с НКО других направлений право на льготу имеют благотворительные организации, в уставных документах которым имеется указание на данный вид деятельности. При соответствии условий взносы на доходы работников организации исчисляются по пониженным ставкам, равным тарифам других видов НКО.

Пример применения пониженных ставок

НКО «Солидарность» благотворительного направления деятельности имеет в штате 2 сотрудника, получающих вознаграждение в размере 10 000 рублей в месяц. В январе 2020 года организация начислила:

  1. Взносы на пенсионное страхование: С1 = 20 000 х 20% = 4 000 рублей;
  2. Взносы на ОМС и ОСС отсутствуют.

Дополнительно организации должны соблюсти требования, применяемые к НКО на УСН (Читайте также статью ⇒ Как правильно оформлять платежки по общеобязательным страховым взносам в 2020).

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Льготные ставки для плательщиков УСН

Предприятия, применяющие УСН, имеют право в 2020 году применить пониженные размеры ставки для отчислений на обязательно страхование работников. Установлены ставки в меньшем размере для всех видов взносов.

Вид взноса Обычная ставка Пониженная ставка
ОПС 22% 20%
ОМС 5,1% 0%
ОСС 2,9% 0%

Льготные тарифы предусмотрены только для работодателей в части отчислений на страхование работников. ИП, уплачивающие страховые взносы на личное пенсионное и медицинское обеспечение, не имеют возможности снизить суммы отчислений. Фиксированные взносы устанавливаются на правительственном уровне и уплачиваются вне зависимости от режима, применяемого предпринимателями.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду? (нажмите для раскрытия)

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.

УСН: уменьшение на страховые взносы-2019/2020

Актуально на: 23 января 2020 г.

Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец может уменьшить свой налог на ряд платежей. Как это сделать, расскажем в нашей консультации.

УСН «доходы»

Упрощенец в КУДиР отражает свои доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ) по «кассовому» методу. Что относится к доходам от реализации, можно прочитать в ст. 249 НК РФ. Перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250 НК РФ. «Кассовый» метод признания доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Упрощенец определяет свою налоговую базу как денежное выражение суммы доходов от реализации и внереализационных доходов, а затем рассчитывает налог:

На что можно уменьшить налог при УСН «доходы»

В отличие от УСН 15% («доходы минус расходы»), на «доходной» упрощенке расходы не уменьшают доходы упрощенца, т. е. не учитываются в его налоговой базе. Однако уменьшить можно уже рассчитанный исходя из доходов упрощенца налог на следующие расходы, произведенные в этом отчетном периоде (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ):

  • уплаченные с выплат работникам взносы во внебюджетные фонды;
  • выплаченные за счет работодателя пособия по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
  • платежи по добровольному страхованию работников на случай их временной нетрудоспособности при определенных условиях.

Кроме того, плательщик торгового сбора, находящийся на УСН «доходы», может уменьшить на него свой налог по упрощенке (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Перечисленный сбор уменьшает только ту часть «упрощенного» налога, который исчислен по деятельности, облагаемой торговым сбором.

УСН «доходы 6%»: уменьшение налога на взносы

Взносы во внебюджетные фонды уменьшают налог при УСН при следующих условиях:

  • взносы фактически уплачены в отчетном (налоговом) периоде, в которым упрощенец хочет уменьшить свой налог;
  • взносы уплачены в пределах исчисленных сумм. Это означает, что нельзя уменьшить налог на взносы, которые перечислены сверх начисленных сумм, в результате чего образовалась переплата по взносам. Излишне уплаченные взносы можно будет учесть в том периоде, в котором будет принято решение о зачете этих сумм в счет задолженности по взносам. В то же время, оплата задолженности по взносам, которая образовалась за прошлые года, уменьшает налог в периоде уплаты взносов;
  • уменьшать налог на УСН могут только те суммы страховых взносов, которые начислены в период применения «упрощенки». Если упрощенец погашает задолженность по взносам, образовавшуюся в период применения, например, ОСНО, уменьшить налог при УСН на них не получится.

На сколько можно уменьшить налог при УСН

Взносы во внебюджетные фонды упрощенца, а также другие платежи, перечисленные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, могут уменьшать налог организации при УСН или упрощенца-ИП с работниками максимум на 50%.

Если у упрощенца–ИП работники отсутствуют, то свой налог он может уменьшить на уплаченные страховые взносы за себя без ограничений.

Суммы взносов и иных выплат, на которые упрощенец уменьшает свой налог на УСН, в 2020 году будут отражены в Налоговой декларации по УСН (утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@​) по строкам 140-143 Раздела 2.1.1.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *