Исключение ООО из ЕГРЮЛ

Содержание

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Форма ликвидации

Ответственность учредителей по долгам общества

Расходы на ликвидацию

Добровольная ликвидация

Отсутствует

За счет имущества ООО

Банкротство

Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

Солидарно, за счет учредителей

Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

Отсутствует

Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

***

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377—ФЗ, дополняющий Федеральный закон № 129—ФЗ «О государственной регистрации». Рассмотрим основные нововведения.

С 12.11.2019 года вступают в силу следующие изменения:

Статья 7.1. «Порядок опубликования сведений»:

  • Пункт 7 «сведения, подлежащие обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс)» дополняется подпунктами «н.4″—»н.7». С 12 ноября у юридических лиц появляется обязанность публиковать в отношении себя сообщения на Федресурсе о продаже предприятия или передаче его в аренду, ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала. В случае не опубликования сведений налагается штраф в размере от 5 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ). За публикацию сообщения необходимо заплатить государственную пошлину в размере 860 рублей.
  • Вводится пункт 8.1., наделяющий нотариусов возможностью публиковать вышеназванные сведения в Федресурсе от имени юридических лиц.
  • Вводится пункт 8.3., обязывающий органы, осуществляющие государственную регистрацию юрлиц, самостоятельно вносить в Федресурс сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«и» статьи 7 (о создании юрлица, о нахождении компании в процессе реорганизации, ликвидации, об исключении из реестра, об уменьшении уставного капитала, назначении или снятии с должности единоличного исполнительного органа, о недостоверности сведений, о смене местонахождения и адреса).

С 01.04.2020 года вступают в силу следующие изменения: 📌 Реклама Отключить

  • Статья 7.1 «Порядок опубликования сведений»:
  • Пункт 8.4., конкретизирующий содержание сведений о физических и юридических лицах, вносимых в Федресурс: в отношении физлиц — ФИО, место рождения, страна проживания, ИНН; в отношении юрлиц — полное и сокращенное наименование, ИНН, ОГРН.
  • Вводятся пункты 12-15, в которых отражаются сведения, которые юридическое лицо может сообщить в Федресурс по своему желанию (о поручительстве, об ограничениях прав по договору, и т.д.). Пунктом 15 предусматривается возможность запроса выписки из Федресурса.

С 01.09.2020 года вступают с силу следующие изменения:

Статья 5 «Содержание государственных реестров»:

  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 1: в ЕГРЮЛ будут отображаться данные о юрлице, выступающем в качестве единоличного исполнительного органа. В случае, если полномочия действовать без доверенности от имени компании переданы нескольким лицам, в отношении каждого из них (физического лица или юридического лица) будет отображаться соответствующая информация вместе со сведениями о совместном или независимом действии друг от друга;
  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 2: в ЕГРИП будут отображаться сведения о дате и способе прекращения деятельности ИП (по заявлению, в связи со смертью, банкротством, исключением из ЕГРИП, решением суда).

Статья 21.1. «Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»: 📌 Реклама Отключить

  • Изменяется редакция пункта 4. В новой редакции указано, что в случае внесения записи об исключении юрлица, заинтересованные лица, чьи права затрагивает исключение, могут направить заявления в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня опубликования сообщения регорганом. Если заявления успевают поступить в указанный срок, решение об исключении не принимается.
  • Абзац первый пункта 4 дополняется ограничениями для ИП: в качестве ИП не может регистрироваться физическое лицо в случае, если не истек год с момента принятия судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП, если не истекли три года со дня исключения ИП по решению регистрирующего органа.

Глава VII.1 дополняется статьей 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа»: 📌 Реклама Отключить

  • ИП признается прекратившим деятельность при одновременном соблюдении следующих условий: истекли 15 месяцев с даты окончания действия патента, ИП в течение 15 месяцев не предоставлял отчетность, сведения о расчетах и ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.
  • Решение о предстоящем исключении вносится регистрирующим органом в реестр в течение 3х рабочих дней.
  • Индивидуальный предприниматель, его кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагиваются исключением, могут направить соответствующие заявления в регистрирующий орган в течение месяца со дня опубликования решения об исключении. Если заявления не будут направлены, ИП исключают из реестра.
  • Решение об исключении ИП может быть обжаловано в течение года с момента, когда заинтересованные стороны узнали или должны были узнать о нарушении исключением ИП своих прав.

На основании вышеперечисленных изменений мы можем сделать вывод, что законодательство, регулирующее регистрацию, все больше ужесточается. С сентября 2020 года продолжится массовая «очистка» реестра, начатая еще с 2016 году. На этот раз планируется исключать «недействующих» предпринимателей. 📌 Реклама Отключить Для ИП, которые забросили свой бизнес или не хотят продолжать свою деятельность, это, несомненно, плюс, так как можно дождаться внесения записи об исключении и не подавать документы на закрытие, но для предпринимателей, которые случайно попали под критерии исключения, это риск не только все потерять, но и не зарегистрировать бизнес снова в течение последующих трех лет. Компании обязывают направлять о себе данные в сторонний реестр, по существу дублирующий находящиеся в открытом доступе данные ЕГРЮЛ и Вестника государственной регистрации, а для того, чтобы разместить сообщение, необходимо настроить рабочее место, заплатить государственную пошлину, что само по себе финансово затратно.

Запрет судебного пристава на регистрацию смены директора компании-должника

Ситуации, когда компании-должнику не удается найти средств, достаточных для погашения долга, встречаются сплошь и рядом. Часто должник меняет руководителя и учредителя на номинальных, а заодно и адрес местонахождения на тот, что будет как можно дальше от кредиторов, и просто «бросает» компанию. Может ли судебный пристав-исполнитель воспрепятствовать подобным схемам и, в частности, запретить налоговикам регистрировать смену директора компании-должника?

С одной стороны, перечень мер принудительного взыскания, указанный в части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), является открытым. С другой стороны, возникает вопрос правомерности подобной меры. Ведь, как известно, принудительный труд запрещен (статья 37 Конституции РФ, статья 4 Трудового кодекса РФ).

Показательное дело по данной теме не так давно было предметом рассмотрения Арбитражного суда Московского округа (см. дело № А40-15772/2016).

Фабула дела

ООО «Вокзал-Инфоком» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к МО по ОИП имущественного характера УФССП России по г. Москве с требованием о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя в части запрета на проведение регистрационных действий в МИФНС № 46 по г. Москве в связи со сменой генерального директора. Суд первой инстанции в удовлетворении требования ООО «Вокзал-Инфоком» отказал, в дальнейшем решение устояло в апелляции.

Логика судей была такова:

  • судебным приставом-исполнителем совершен ряд исполнительных действий, однако какого-либо имущества должника, в том числе, денежных средств, не обнаружено;
  • судебным приставом-исполнителем могут применяться различные, не противоречащие принципам исполнительного производства, меры для принуждения должника к исполнению;
  • к числу таких мер относится установление запрета на совершение регистрационных действий, которые могут быть наложены судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения решения суда; в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве оснований для отказа в государственной регистрации прямо предусмотрено поступление в регистрирующий орган, в том числе, акта судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, что также свидетельствует о возможности совершения судебным приставом-исполнителем указанных действий;
  • должник, не исполняя требования исполнительных документов, пытается внести изменения в ЕГРЮЛ в части внесения в него сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, что подтверждает намерение должника избежать погашения долга и ответственности за уклонение от исполнения вступивших в законную силу судебных актов;
  • обосновывая принятую меру, судебным приставом-исполнителем указано на то, что в случае уклонения от исполнения судебного акта, руководитель организации-должника может быть привлечен к ответственности; наложенный оспариваемым постановлением запрет на совершение регистрационных действий будет препятствовать смене руководителя и уходу от ответственности, что будет способствовать исполнению исполнительного документа;
  • заявителем не представлено доказательств, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иными словами судьи сочли, что, если смена директора направлена на уклонение от исполнения требований исполнительных документов в ущерб интересам взыскателей, то судебный пристав-исполнитель вправе запретить регистрационные действия.

Банкротство и аннулирование регистрации предприятия

Прекращение деятельности данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, законом об отдельных видах юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

2) в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо;

3) в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;

4) в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти на рушения носят неустранимый характер;

5) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;

6) вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает на суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, которые не могут быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а после окончания срока для предъявления требований кредиторов она составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных подобий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

· в четвертую — погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).

Ликвидация предприятий считается завершенной, а предприятие — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц

При прекращении предпринимательской деятельности предприниматель в 15-дневный срок с момента возникновения

причины для аннулирования регистрации представляет в районную администрацию заявление о прекращении предпринимательской деятельности с пакетом документов.

Вместе с заявлением предприниматель предоставляет в администрацию:

1. Паспорт.

2. Свидетельство о государственной регистрации.

3.Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

4.Уведомление из регистрирующего органа о прекращении деятельности – в случае принятия решения о добровольном прекращении деятельности.

5. Копию решения суда – в случае прекращения деятельности по решению суда.

6. Справку регистрирующего органа МВД РФ о новом месте жительства – в случае изменения места жительства.

7. Копию свидетельства о смерти (предоставляют родственники) – в случае смерти.

Государственная пошлина и регистрационный сбор не взимаются.

Регистрирующий орган направляет информационное письмо в налоговую инспекцию по месту учета с сообщением о предполагаемом прекращении предпринимательской деятельности физического лица с просьбой подтвердить отсутствие задолженности по налогам.

Какое сообщение нужно отправить в налоговый орган?

После получения подтверждения регистрирующий орган аннулирует ранее выданное свидетельство и направляет сообщение в налоговую инспекцию по месту учета с указанием следующих данных:

– даты аннулирования регистрационного свидетельства;

– даты подачи заявления предпринимателем;

– регистрационного номера свидетельства;

– фамилии, имени, отчества предпринимателя.

Свидетельства о регистрации погашаются и вместе с копией сообщения в налоговую инспекцию и подлежат хранению в архиве.

Снятие с налогового учета.При добровольном аннулировании государственной регистрации необходимо подать заявление в налоговую инспекцию для снятия с учета. Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя производится по его письменному заявлению о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства, поданному вместе с пакетом документов.

Какие документы необходимы:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

2. Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в случае предъявления документа, удостоверяющего личность и отличного от паспорта.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства на территории России или свидетельство о постановке на учет налогоплательщика – физического лица, занимающегося в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью.

4. Копия документа, подтверждающего факт аннулирования государственной регистрации и ранее выданного свидетельства о регистрации или лицензии, свидетельства _или иного подобного документа.

5. Заполненная налоговая декларация (данные о поступивших доходах и произведенных расходах с начала отчетного года по день окончания деятельности).

Днем окончания деятельности считается день аннулирования регистрации по заявлению предпринимателя регистрирующим органом.

Снятие с учета в ПФР и ФСС. На основании письменного уведомления об аннулировании регистрации предприниматель должен сняться с учета в отделениях внебюджетных социальных фондов, в которых он зарегистрирован в качестве плательщика взносов.

В случае принятия решения о прекращении деятельности плательщик взносов представляет уполномоченному ПФР необходимы следующие документы:

–заявление о снятии с учета;

–справку регистрирующего органа;

– выписку из лицевого счета в банке и приложений к ней.

При получении указанных документов уполномоченный ПФР проводит документальную проверку. На основании акта проверки предприниматель производит полные расчеты с ПФР.

После предъявления уполномоченному ПФР документов о погашении задолженности перед ПФР плательщик взносов получает и передает в орган государственной регистрации справку о взаиморасчетах с ПФР.

Порядок аннулирования регистрации в фондах социального страхования, а также порядок аннулирования лицензии и сертификатов аналогичен порядку, рассмотренному выше.

Лекция 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особые реестры ФНС: как не попасть в черный список

В арсенале Федеральной налоговой службы России 11 реестров: от единого госреестра налогоплательщиков, реестра зарегистрированных юрлиц и ИП до реестров лицензий, фискальных накопителей и т.д. Однако на этом сводные источники данных у ФНС не заканчиваются, кроме обычных реестров в арсенале ФНС есть еще и так называемые спецреестры или особые реестры ФНС, которые призваны помочь проверить компанию (как контрагента, так и свою собственную) на благонадежность. Кто попадает в черный список ФНС, почему важно откликаться на официальные письма налоговой и как проверить партнера по всем риск-параметрам «одним махом»? Расскажем об этом в нашей статье.

Степень налоговой прозрачности в стране растет с каждым годом. Все больше информации о налогоплательщиках становится открытой. Взять хотя бы последние изменения в налоговой политике, которые существенного сузили представление о налоговой тайне и сделали публичной серьезную часть внутренней информации налогоплательщика. Данные «разбросаны» по всем возможным ресурсам: в публикациях СМИ, на сайтах компаний, на сайтах различных контролирующих органов и т.д. Львиная доля информации «спрятана» в недрах Федеральной налоговой службы. На сайте ФНС десятки различных сервисов, которыми может воспользоваться любой желающий для поиска нужной информации. Особые реестры ФНС — что это означает? Какую информацию аккумулирует фискальная служба о недобросовестных налогоплательщиках, по каким реестрам можно проверить – не попали ли вы в черный список, нет ли в нем вашего потенциального контрагента, ведь при его выборе вам обязательно нужно проявить должную осмотрительность? Итак, обо все по порядку.

ФНС: черный список компаний

Долги по налогам – далеко не единственная причина, по которой оказываются в спецреестрах ФНС.

По каким причинам компании или лица могут попасть в черный список:

  • более года не предоставляется налоговая отчетность,
  • есть долги по оплате налогов (больше 1 тысячи рублей),
  • компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации,
  • компания не откликается по адресу регистрации,
  • руководитель компании в реестре дисквалифицированных лиц,
  • руководитель или учредитель «замечен» во множестве юрлиц.

Пишу с приветом, жду ответа

Попадание в ряды неблагонадежных из-за долгов по налогам или за не сдачу отчетности вполне понятно и предсказуемо. Гораздо интереснее ситуация с неблагонадежностью из-за прописки, на которую раньше особого внимания никто не обращал.

Федеральный закон 67-ФЗ внес изменения в 9-ю статью 129-ФЗ о порядке предоставления документов при госрегистрации, вышел приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@, утвердивший условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно законодательным новшествам, с 1 сентября 2017 года юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через шесть месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ без судебного разбирательства — по решению ФНС.

Пострадать может и руководство. Руководитель, а также участник ООО, владеющий долей не менее 50%, в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не может стать участником или руководителем другого предприятия (статья 23 129-ФЗ).

Напомним, при регистрации юрлица его адрес вносится в ЕГРЮЛ. Для регистрации по выбранному адресу необходимо предъявить в ФНС договор аренды или гарантийное письмо от собственника помещения. При переезде данные нового адреса должны быть переданы в ФНС и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Как осуществляется контроль за выполнением этого требования закона? Налоговая получает от собственников офисных центров списки компаний-арендаторов. Также с помощью системы автоматического контроля НДС налоговики видят книги продаж арендодателей и самостоятельно формируют базы юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

На следующем этапе контроля налоговики шлют письма плательщикам по адресу регистрации. В случае отсутствия реакции адресата на письмо, ФНС размещает на своем официальном сайте соответствующую информацию. Именно поэтому так важно реагировать на послания ФНС! Справедливости ради надо отметить, что по данным на ноябрь 2018 года сервис по предоставлению информации о компаниях, не находящихся по адресу регистрации, перестал быть доступным на сайте ФНС.

Однако эксперты это связывают не столько с тем, что контроль по этому аспекту ослаб, а скорее с тем, что сейчас формируется новый масштабный информационный проект ФНС «Прозрачный бизнес» и данные сервиса «перекочевывают на новый адрес». А пока воспользуйтесь сервисом СБИС Все о компаниях, чтобы узнать интересующую вас информацию относительно адресов регистрации будущих и настоящих контрагентов.

Неоднозначная ситуация и с данными об адресах массовой регистрации компаний. Реестр адресов массовой регистрации включает в себя большое количество офисных зданий, у которых обозначен номер дома, но нет номеров офисов. Если ваш потенциальный контрагент попал в такой список, приложите усилия, чтобы перепроверить информацию. Вполне возможно, что он использует, например, современный формат коворкига.

Реестры неблагонадежных руководителей

Проявлением должной осмотрительности ФНС сочтет и проверку руководителя компании-контрагента. Налоговики на этот счет имеют две базы данных — базу сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и федеральный Реестр дисквалифицированных лиц.

По открытым данным, почти 20% лиц с признаком множественного участия в деятельности юридических лиц проживают в столице. База данных позволяет получить информацию как по отдельному физлицу, так и весь список лиц. Сведения электронного сервиса о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц ФНС пополняет регулярно — в еженедельном режиме.

По данным на ноябрь 2018 года, в России около 10 тысяч, а точнее – 9858 физлиц, лишены права управлять предприятиями, то есть в отношении них вступили в силу постановления о дисквалификации.

Получить информацию о том, не является ли руководитель фирмы, с которой вы хотите вступить в деловые отношения, дисквалифицирован, можно несколькими способами. Первый – воспользоваться еще одним сервисом ФНС на официальном сайте налоговой. Оплачивать данную услугу не нужно.

А вот за такую же информацию на бумажном носителе потребуется заплатить 100 рублей. Получить ответ на бумаге можно на основании запроса. Запрос представляется в ФНС лично или почтовым в любой территориальный налоговый орган. Запрос о предоставлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц может быть отправлен и в электронном виде через официальный сайт ФНС России.

На основании запроса ФНС в течение пяти рабочих дней должна подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии записи в реестре либо выписка из реестра.

Образец выписки из реестра дисквалифицированных лиц.

Как проштудировать базы данных ФНС быстрее

К вашим услугам невероятное количество различных поисковых окошек на сайте ФНС, по которым вы можете проверить тот или иной аспект благонадежности контрагента. Эта работа требует внимательности, терпения и времени.

Оптимизировать этот процесс поможет сервис СБИС Все о компаниях, который проштудирует все базы данных ФНС и выдаст полную картинку «налоговой чистоты» контрагента. При необходимости ваши усилия по проверке контрагента вы можете подкрепить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС. Закажите бесплатный тест-драйв прямо сейчас.

Не попасться самим в список неблагонадежных партнеров призван помочь сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще в разы. Ну а прежде всего важно знать, что электронная коммуникация невозможна без цифровой подписи. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *