Инструктажи по охране труда

Содержание

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях повышения качества проведения профилактической работы с работниками локомотивных бригад структурных подразделений Дирекции тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава в вопросах обеспечения безопасности движения поездов.

1.2. Для работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных (моторвагонных) депо (далее — депо) предусматриваются следующие виды инструктажей:

  • предрейсовый инструктаж, направленный на ознакомление локомотивных бригад с особенностями работы в предстоящую поездку или смену с материалами по безопасности движения и другими нормативными документами, поступившими для ознакомления;
  • внеочередной инструктаж по случаям грубых нарушений безопасности движения (крушений, аварий, столкновений, проездов запрещающих сигналов и т.д.);
  • инструктаж после перерыва в работе свыше 10 календарных дней;
  • индивидуальный инструктаж по изменениям ТРА станций;
  • плановый инструктаж, направленный на повышение уровня знаний работников локомотивных бригад по действиям в опасных ситуациях и обеспечение выполнения мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве при выполнении технологических процессов.

1.3. Порядок проведения инструктажей работникам локомотивных бригад по безопасности движения устанавливается приказом начальника депо.

2. Требования по обустройству места проведения предрейсового инструктажа работникам локомотивных бригад

2.1. Предрейсовый инструктаж работникам локомотивных бригад проводится в специально выделенном кабинете инструктажа, а на удаленных станциях в помещении заступления локомотивных бригад на работу, оборудованном электронными терминалами самообслуживания (ЭТСО) (далее — Терминалы) с программным обеспечением, позволяющим производить ознакомление с материалами инструктажа (далее — Система) и осуществлять контроль фактического прохождения инструктажа через автоматизированное рабочее место дежурного по депо с привязкой к явке локомотивной бригады.

Количество терминалов устанавливается из расчета:

  • не менее 2-х при выдаче до 50 локомотивных бригад в сутки;
  • не менее 3-х при выдаче до 100 локомотивных бригад в сутки;
  • не менее 4-х при выдаче более 100 локомотивных бригад в сутки.

При отсутствии АРМ Инструктажа (автоматизированного рабочего места) инструктаж проводится с использованием компьютерной техники или бумажных носителей.

2.2. В кабинете инструктажа размещаются:

2.2.1. Планшеты (по периметру кабинета инструктажа), на которых должны быть нанесены:

  • схемы участков обслуживания локомотивными бригадами депо с профилями пути и кривыми в плане;
  • схемы станций вне зависимости от класса;
  • режимные карты;
  • места расположения знаков и указателей;
  • выписки негабаритных стыков и особенностей ТРА станций.

Аналогичная информация должна быть в отдельных альбомах. Допускается ведение альбомов в электронном виде с использованием персональных компьютеров.

2.2.2. Экраны с приказами начальника депо:

  • о привлечении к ответственности работников локомотивных бригад, допустивших нарушения безопасности движения и браки в работе;
  • о привлечении к ответственности работников локомотивных бригад, допустивших нарушения, выявленные при прослушивании регламента переговоров;
  • о поощрении работников локомотивных бригад за предотвращение нарушений безопасности движения;
  • по нормированию труда и отдыха локомотивных бригад.

2.2.3. Экран лишения талонов предупреждений локомотивных бригад;

2.2.4. Экран нарушений, выявленных при расшифровке скоростемерных лент и кассет регистрации (модулей памяти).

2.2.5. Перечень мест, требующих проследования с особым вниманием:

  • с ограниченной видимостью постоянных сигналов;
  • обрывоопасных;
  • подверженных выходу воды на железнодорожный путь, подмывам, оползням, снежным лавинам, обвалам, пучинам, провалам и т.д.

2.2.6. Выписки о допустимых скоростях движения и местах постоянного уменьшения скорости на обслуживаемых участках, установленных приказом владельца инфраструктуры.

2.3. Для размещения материала основной тематики проведения предрейсового инструктажа, необходимой для подготовки к предстоящей поездке (смене), в самом доступном в кабинете инструктажа месте размещается специальный стенд, разделенный на сектора, в которых должны располагаться:

  • материалы инструктажей по случаям изменения установленных скоростей движения, расписания движения поездов, порядка движения поездов и маневровой работы, введения в действие новых постоянных сигналов и упразднения старых сигналов, телеграммам в «адрес 13» (о вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной автоматики и телемеханики) и «адрес 14» (о введении новых устройств СЦБ) формируются в отдельную папку и хранятся в ней до полного ознакомления (под роспись) с ними локомотивных бригад. После ознакомления всех локомотивных бригад с данными материалами они должны храниться в депо (у инженера цеха эксплуатации) не менее одного года;
  • выписки из приказов о вводе нормативных актов и временных инструкций;
  • аншлаги и технические бюллетени по последним допущенным нарушениям безопасности движения.

2.4. Планшеты, экраны и стенды оформляются в одной цветовой гамме, в доступной для восприятия инструктируемым работником форме.

3. Организация проведения предрейсового инструктажа работникам локомотивных бригад

3.1. Предрейсовый инструктаж проходит каждый работник локомотивной бригады при явке на работу по месту основной явки локомотивной бригады. Работник локомотивной бригады обязан ознакомиться с содержанием поступивших на инструктаж материалов, расположенных в электронных терминалах самообслуживания (ЭТСО).

Предрейсовый инструктаж не проводится после отдыха локомотивной бригады в пункте оборота.

3.2. Проверка качества усвоения материала работниками локомотивных бригад по особенностями предстоящей работы и изменениям в поездной обстановке, проводится:

  • ответственным работником (заместителем начальника депо по эксплуатации, начальником (инженером) отдела эксплуатации, машинистом-инструктором), назначенным приказом начальника депо, в должностные обязанности которого включена функция по подготовке тематики и проведению предрейсового инструктажа в пунктах явки работников локомотивных бригад, имеющих общую выдачу за смену более 15 локомотивных бригад;
  • машинистом-инструктором локомотивных бригад при наличии удаленных колонн локомотивных бригад и отсутствии дежурного по депо;
  • дежурным по депо при выдаче 15 локомотивных бригад в смену и менее;
  • руководителями депо в период дежурства, установленного графиком в период специальных и особых режимов работы.

3.3. При организации явки работников локомотивных бригад на линейных станциях участка обслуживания порядок проведения предрейсового инструктажа устанавливается начальником депо по согласованию с начальником региональной дирекции.

3.4. Порядок подготовки, обновления и ввода в Систему материалов предрейсового инструктажа с указанием ответственного работника (инженера отдела эксплуатации, машиниста-инструктора) устанавливается приказом начальника депо.

3.5. Материал инструктажа должен быть краток, конкретен и понятен. Время на ознакомление и проверки усвоения материала инструктажа должно быть не более 5 минут.

3.6. В предрейсовый инструктаж работников локомотивных бригад включается и заносится в АРМ предрейсового инструктажа следующая тематика:

  • первичная информация по случаям грубых нарушений безопасности движения. При этом, предрейсовый инструктаж по случаям грубых нарушений безопасности движения, охраны труда или трудовой дисциплины до поступления телеграммы из ОАО «РЖД» с отметкой «7» заключается в ознакомлении с фактом допущенного грубого нарушения;
  • производство ремонтных или иных работ на обслуживаемом локомотивными бригадами участке, вариантные маршруты пропуска поездов, закрытие участков путей, выключение из зависимости стрелок и сигналов при переключении устройств СЦБ, допускаемые скорости движения, ограничения весовой нормы поезда, изменения расписания движения поездов и другие отклонения от нормальных условий пропуска поездов. Изменения скоростей движения и вводимые изменения расписания движения поездов, касающиеся локомотивных бригад, обязательно вносятся работниками локомотивных бригад в личные выписки по скоростям движения и служебные расписания поездов соответственно;
  • включение в действие новых и упразднение старых постоянных сигналов;
  • сложные метеоусловия (понижение температуры, гололед, снегопады, метели и сильные ветры, выход воды на путь, выбросы пути в жаркую погоду) на участках работы локомотивных бригад и конкретных действий при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций;
  • особенности пропуска специального подвижного состава, выполнения с ним маневровых передвижений, особенности его закрепления;
  • особенности следования с пассажирскими поездами, в состав которых включены вагоны с детьми и специализированные вагоны;
  • особенности следования с пригородными и пассажирскими поездами в предстоящей поездке (изменения времени стоянок, отмены или переноса остановок и их продолжительности, особенностей посадки-высадки пассажиров на ремонтируемых остановочных пунктах);
  • телеграммы и материалы по антитеррористической деятельности.

3.7. Материал предрейсового инструктажа утверждается начальником депо и направляется работникам, назначенным приказом начальника депо для проведения инструктажа, и хранится до окончания срока действия.

3.8. Обновление материалов предрейсового инструктажа производится по мере поступления телеграфных указаний и распоряжений на инструктаж. Материал инструктажа должен быть подготовлен в течение 6-ти рабочих часов после его получения, введен в Систему и размещен в папке предрейсового инструктажа. Изъятие материалов производится по мере определения необходимости в использовании этого материала при инструктаже. Материалы инструктажа вводятся в Систему с указанием даты, времени внесения документа, срока его действия и круга работников, подлежащих ознакомлению с материалами (по видам движения, должностям и пр.).

3.9. В случае невозможности проведения инструктажа с использованием Терминалов, допускается проведение инструктажа с использованием АРМ Инструктажа автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ), установленным на персональных компьютерах или бумажных носителях с обязательным указанием даты, времени внесения документа, срока его действия. Поступившие на инструктаж материалы находятся в отдельных папках по видам движения (пассажирское, грузовое, маневровое, хозяйственное, пригородное).

3.10. Подтверждением усвоения материала предрейсового инструктажа является подпись работника депо, проводившего инструктаж (машинист-инструктор локомотивных бригад, руководители депо) в маршруте машиниста.

4. Порядок прохождения автоматизированного предрейсового инструктажа работниками локомотивных бригад

4.1. Для ознакомления с материалом предрейсового инструктажа с использованием Терминалов (ЭТСО) каждый работник локомотивной бригады должен авторизоваться в Системе посредством персональной многофункциональной электронной карты (МЭК) или иным способом, после появления списка материалов инструктажа на предстоящую смену ознакомиться с ними. Подтверждением ознакомления с поступившими материалами является нажатие работником кнопки «Усвоил» после ознакомления с каждым материалом. Факт ознакомления с материалами предрейсового инструктажа оформляется на Терминале листом ф. ТУ-175 ЭТД (Лист прохождения предрейсового инструктажа) и подписывается электронной подписью работника локомотивной бригады.

4.2. Дежурный по депо проверяет наличие отметки о прохождении инструктажа каждым работником локомотивной бригады в АРМ Дежурного по депо.

При отсутствии отметки о прохождении предрейсового инструктажа в АРМ Дежурного по депо, дежурный депо обязан направить работника локомотивной бригады для повторного ознакомления с материалами предрейсового инструктажа с использованием Терминала в присутствии ответственного работника, назначенного приказом начальника депо для ознакомления работников локомотивных бригад с особенностями предстоящей работы и изменениями в поездной обстановке (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора). В случае повторного отсутствия отметки о прохождении предрейсового инструктажа в АРМ Дежурного по депо, дежурный депо обязан направить сообщение в адрес ЕСПП о сбое Системы.

4.3. В случае выхода из строя АРМ Инструктажа, порядок действий причастных работников определяется приказом начальника депо.

5. Проведение внеочередных инструктажей работникам локомотивных бригад

5.1. При поступлении из ОАО «РЖД» телеграммы с отметкой «7» по случаям нарушения безопасности движения и мультимедийного видеоролика локомотивной бригаде в соответствии с разработанной тематикой инструктажа по утвержденному начальником депо графику проводится индивидуальный внеочередной инструктаж по данному случаю. Инструктаж оформляется в техническом формуляре машиниста локомотива (МВЛС), помощника машиниста локомотива (МВПС) и в журнале внеочередного инструктажа.

5.2. В материалы внеочередного инструктажа локомотивных бригад включаются все телеграфные указания, содержащие отметку «7».

5.3. При получении телеграммы о проведении внеочередного инструктажа по случаям грубых нарушений безопасности движения поездов начальник депо, а при его отсутствии заместитель начальника депо (по эксплуатации), в течение шести рабочих часов с момента получения телеграммы обязан организовать разработку графика и тематики проведения внеочередного инструктажа с учетом сроков его проведения, определенного телеграфным указанием. Если в телеграмме указаны другие работники локомотивных депо, подлежащие ознакомлению и инструктажу, то они должны быть включены в списки должностных лиц, подлежащих проведению инструктажа.

5.4. Для повышения качества усвоения материала внеочередные инструктажи должны проводиться после поездки или в установленное, согласно разработанному (на 10 дней, но не позднее срока, указанного в телеграмме из ОАО «РЖД») графику, время с использованием мультимедийного видеоролика и схемы-рисунка случая нарушения безопасности движения.

5.5. Проведение внеочередного инструктажа осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным начальником депо должностными лицами, компетентными в вопросах эксплуатационной работы: машинистами-инструкторами локомотивных бригад, заместителями начальника депо, главным инженером депо, начальником депо.

5.6. Заместитель начальника депо (по эксплуатации) на основе полученной телеграммы разрабатывает тематику инструктажа, утверждает ее у начальника депо. В кабинете инструктажа вывешивается аншлаг со схемой-рисунком случая нарушения безопасности движения с целью облегчения восприятия инструктажа и организуется показ видеоматериалов по обстоятельствам произошедшего случая.

5.7. Инструктаж считается усвоенным при условии, что инструктируемый законспектировал материал в техническом формуляре и ответил на вопросы по тематике внеочередного инструктажа. Проинструктированная локомотивная бригада расписывается в журнале внеочередного инструктажа. После этого должностное лицо, проводившее инструктаж, расписывается в журнале внеочередного инструктажа с указанием даты проведения.

5.8. Для демонстрации видеоматериалов, иллюстрирующих материалы инструктажа и объективного тестирования по материалу инструктажа, при проведении внеочередного инструктажа должен использоваться отдельный персональный компьютер.

В случае наличия работников, не ознакомившихся с материалом, он автоматически переходит в Системе в раздел «при перерыве в работе свыше 10 дней» при условии, что материал не утратил актуальности.

5.9. Статистика проведения внеочередных инструктажей формируется на основании сведений в системе автоматизированного инструктажа локомотивных бригад.

6. Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней

6.1. При перерыве в работе свыше 10 календарных дней работнику при явке на работу проводится инструктаж в порядке, установленном настоящим разделом. При этом работник является к начальнику резерва локомотивных бригад, который выдает ему бланк произвольной формы о прохождении инструктажа при перерыве в работе свыше 10 календарных дней.

6.2. Проведение инструктажа после перерыва в работе свыше 10 календарных дней начинается с ознакомления с материалом, сформированным в системе автоматизированного инструктажа в разделе «После перерыва», содержащего материалы по темам предрейсовых инструктажей, не утративших актуальность; внеочередным инструктажам, назначенным в период отсутствия сотрудника; инструктажам по изменениям ТРА станций (материалы в адрес 13, 14), с которыми работник не ознакомился ранее.

6.3. После ознакомления с файлами инструктажа в Системе «для всех видов движения при перерыве в работе свыше 10 дней», работник локомотивных бригад является для проведения инструктажа к машинисту-инструктору, который проводит устный инструктаж по изменениям в работе, произошедшим в период отсутствия работника локомотивных бригад, знакомит с изменениями в ТРА станций и проверяет при помощи контрольных вопросов усвоение материалов инструктажа, после чего делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 настоящего положения.

При этом инструктируемый конспектирует необходимые материалы инструктажей в технический формуляр по безопасности движения поездов.

6.4. По окончании инструктажа, работник локомотивной бригады является с формуляром на собеседование к начальнику депо (при его отсутствии к заместителю начальника депо по эксплуатации), который, убедившись в том, что инструктируемый усвоил материалы инструктажа, делает соответствующую отметку на бланке, указанном в п. 6.1 настоящего положения.

6.5. Указанный в п. 6.1 настоящего положения бланк с отметками машиниста-инструктора локомотивных бригад и начальника депо (либо его заместителя по эксплуатации) о прохождении инструктажа и собеседования предъявляется нарядчику локомотивных бригад.

При этом предрейсовый инструктаж в порядке, установленном разделами 3 и 4 настоящего положения, работнику не проводится.

7. Проведение индивидуального инструктажа по изменениям ТРА станций

7.1. При поступлении изменений и дополнений в ТРА станций обслуживаемых участков, а также телеграмм о предстоящем вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной автоматики и телемеханики («адрес 13») начальник депо обеспечивает изучение требований поступивших изменений ТРА станций, инструкций по вводимому объекту причастными работниками, установленным в ОАО «РЖД» порядком и включает их в тематику инструктажа в папки: «Материалы по изменениям ТРА станций» и «Материалы в адрес 13, 14».

7.2. Машинистом-инструктором локомотивных бригад в 10-суточный срок проводится инструктаж с каждым работником локомотивных бригад закрепленной колонны.

7.3. Инструктаж проводится с использованием АРМ для инструктажа локомотивных бригад по изменениям ТРА станций обслуживаемых участков и оформляется машинистом-инструктором локомотивных бригад в отдельном журнале (ведомости) инструктажа по изменениям ТРА станций.

7.4. При инструктаже в обязательном порядке должна использоваться схема станции с указанием на ней места вводимого изменения.

7.5. Инструктаж считается усвоенным при условии, что инструктируемый произвел соответствующие отметки в персональной выписке из ТРА и схеме станции, прошел проверку знаний с использованием автоматизированной системы АС ГРАТ (кроме моторвагонного депо), а также ответил на вопросы по тематике инструктажа. Инструктируемый и инструктирующий расписываются в журнале (ведомости) инструктажа с указанием даты его проведения.

7.6. По истечении 10-ти суток с момента начала инструктажа машинистом-инструктором локомотивных бригад передаются ответственному работнику (инженеру отдела эксплуатации, машинисту-инструктору), назначенному приказом начальника депо, сведения о результатах инструктажа и список не проинструктированных локомотивных бригад (очередной отпуск, болезнь, командировка и т.д.) для внесения в ведомость инструктажа при перерыве в работе свыше 10-ти дней.

7.7. По окончании журнала инструктажа по изменениям ТРА станций, при условии инструктажа в полном объеме всех работников локомотивных бригад закрепленной колонны, установленным порядком журнал передается машинистом-инструктором локомотивных бригад в архив депо и хранится один год.

7.8. В отделе эксплуатации депо приказом начальника депо из числа инженеров назначается ответственный работник, который ведет общий учет проинструктированных работников локомотивных бригад.

8. Плановый инструктаж

8.1. Для работников локомотивных бригад, не менее одного раза в неделю проводится плановый инструктаж, направленный на повышение уровня знаний работников локомотивных бригад по действиям в опасных ситуациях и обеспечение выполнения мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве при выполнении технологических процессов (далее — Инструктаж). Ответственность за организацию его проведения несет главный инженер депо.

8.2. Проведение Инструктажа предусматривает проверку знаний материала Инструктажа при помощи контрольных вопросов. В случае получения правильного ответа автоматизированная система подтверждает усвоение материала. При отсутствии автоматизированной системы оценку знаний материала проводит ответственный работник (заместитель начальника депо по эксплуатации, начальник (инженер) отдела эксплуатации, машинист-инструктор), на которого приказом начальника депо возложена обязанность проведения Инструктажа.

8.3. Отчетность о проведении Инструктажа формируется в системе дистанционного обучения, а при отсутствии в Журнале предсменного (предрейсового) инструктажа с росписью инструктируемого и инструктирующего.

8.4. Проведение Инструктажа в устной форме (при отсутствии автоматизированной системы) возлагается на ответственного работника (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора), назначенного приказом начальника депо.

8.5. Тематика проведения Инструктажа на следующий месяц доводится до 25 числа каждого месяца до работников локомотивных бригад в виде объявления, вывешенного в кабинете инструктажа, а при отсутствии в помещении заступления локомотивных бригад на работу.

8.6. Тематика Инструктажа разрабатывается в соответствии с п. п. 6.19 — 6.21 Стандарта ОАО «РЖД» 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2014 г. N 2940р, и утверждается главным инженером Дирекции тяги на календарный год.

8.7. Конспекты по темам на весь календарный год должны храниться у ответственного работника (заместителя начальника депо по эксплуатации, начальника (инженера) отдела эксплуатации, машиниста-инструктора), назначенного приказом начальника депо. В случае использования системы дистанционного обучения конспект хранится в базе данных системы дистанционного обучения.

8.8. Ознакомление с материалами Инструктажа в системе дистанционного обучения производится работником самостоятельно в любое удобное для него время.

8.9. Контроль за ознакомлением работников с материалами Инструктажа осуществляется главным инженером депо, в том числе с использованием отчетности, формируемой в системе дистанционного обучения.

Проведение индивидуального инструктажа по изменениям ТРА станций.

6.1. При поступлении изменений и дополнений ТРА станций обслуживаемых участков, а также телеграмм о предстоящем вводе в эксплуатацию объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (адрес 13) начальник эксплуатационного локомотивного депо обеспечивает изучение требований поступивших изменений ТРА станций и включает их в тематику индивидуального инструктажа по изменениям ТРА станций.

6.2. Машинистом-инструктором по обучению или закрепленных колонн в 10-суточный срок проводится индивидуальный инструктаж с каждым работником локомотивных бригад.

6.3. Инструктаж проводится с использованием АРМ для инструктажа локомотивных бригад с изменениями ТРА станций обслуживаемых участков и оформляется в отдельном журнале инструктажа по изменениям ТРА станций.

6.4. При инструктаже в обязательном порядке должна использоваться схема станции с указанием на ней места вводимого изменения.

6.5. Инструктаж считается усвоенным при условии, что инструктируемый произвел соответствующие отметки в персональный выписке ТРА и схеме станции, а также ответил на вопросы по тематике инструктажа. Проинструктированная локомотивная бригада расписывается в журнале инструктажа. После этого машинист-инструктор, проводивший инструктаж, расписывается в журнале инструктажа с указанием даты его проведения.

6.6. По истечении 10 суток с момента начала инструктажа машинистом-инструктором по обучению составляются списки локомотивных бригад не проинструктированных (отпуск, болезнь, командировка) для внесения этих материалов в папку «При перерыве работы свыше 10-ти дней» АРМа инструктажа.

6.7. Машинист-инструктор по обучению или закрепленной колонны несет персональную ответственность за качество и своевременность проведения инструктажа. Заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации несет персональную ответственность за организацию индивидуального инструктажа по изменениям ТРА станций и телеграммы в «адрес 13», а также осуществляет контроль за качеством и своевременность его проведения.

Организация контроля за выполнением Положения.

7.1. Контроль за качественным и своевременным проведением инструктажей осуществляют руководители дирекций, служб, делая отметку о недостатках в организации проведения в Журнале регистрации инструктажей по безопасности движения.

7.2. Ревизоры по безопасности движения поездов проверяют качество проведения инструктажей при проведении:


технических ревизий;

внезапных комплексных проверках.

7.3. Ответственность за выполнение Положения возлагается на первых руководителей структурных подразделений, служб, дирекций.

Приложение 18

к приказу № СВЕРД-1

от » » января 2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении собеседования с работниками

Подразделений Свердловской железной дороги

Общие положения

1.1. Положение об организации и проведении собеседования с работниками подразделений Свердловской железной дороги (далее Положение) устанавливает:

назначение и цель проведения собеседования;

организацию проведения собеседования;

составы комиссий для проведения собеседования;

порядок проведения собеседования;

порядок оформления собеседования;

порядок контроля и ответственность должностных лиц за выполнение Положения.

2. Назначение и цель собеседования:

2.1. Собеседование является составной частью профилактической работы в системе управления безопасностью движения поездов.

2.2. Цель собеседования – повысить ответственность работников в управлении безопасностью движения поездов, оценить профессиональную подготовленность и мобилизовать их на неукоснительное выполнение требований ПТЭ, действующих инструкций и приказов.

2.3. Собеседование в течение года проводится со всеми работниками, непосредственно связанных с движением поездов, специалистами, служащими и руководителями в комиссиях структурных подразделений, служб и дирекций.

3. Организация проведения собеседования:

3.1. Собеседования с работниками, непосредственно связанных с движением поездов, специалистами и служащими структурного подразделения проводятся в комиссии структурного подразделения:

один раз в год по графику, утвержденному начальником структурного подразделения;

при назначении на самостоятельную работу;

при лишении талонов предупреждения № 1 и № 2;


по поручению руководства дороги, ОАО «РЖД».

3.2. Собеседования с руководителями железнодорожных станций третьего, четвертого и пятого классов проводятся в комиссии Центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением:

один раз в год по графику, утвержденному начальником Свердловской дирекции управления движением;

при назначении на самостоятельную работу;

по поручению руководства дороги, ОАО «РЖД».

3.3. Собеседования с руководителями структурных подразделений, железнодорожных станций внеклассных, первого и второго классов, проводятся в комиссиях соответствующих дирекций и служб:

один раз в год по графику, утвержденному начальником соответствующей дирекции, службы;

при назначении на самостоятельную работу;

по поручению руководства дороги, ОАО «РЖД».

3.4. Собеседования с руководителями Диспетчерского центра управления движением Свердловской дирекции управления движением, Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Свердловской дирекции инфраструктуры проводятся в комиссиях соответствующих служб, дирекций:

один раз в год по графикам, утвержденным начальниками соответствующих служб;

при назначении на самостоятельную работу;

по поручению руководства дороги, ОАО «РЖД».

3.5. Собеседования со специалистами и служащими служб, дирекций проводятся в комиссии соответствующей службы, дирекции:

один раз в год по графику, утвержденному начальником соответствующей службы, дирекции;

при назначении на самостоятельную работу;

по поручению руководства дороги, ОАО «РЖД».

3.6. Собеседования с руководителями служб проводятся в комиссии начальника соответствующей дирекции:

один раз в год по графику, утвержденному заместителем начальника дороги курирующим хозяйство;

при назначении на самостоятельную работу;

по поручению начальника дороги, ОАО «РЖД».

3.7. В графике проведения собеседований указывается месяц (дата) проведения собеседования, перечень лиц, которые приглашаются на собеседование.

3.8. В структурном подразделении, службе, дирекции — специалисты по управлению персоналом, перед проведением собеседования, предоставляют председателю комиссии характеристику на работника, в которой должны отражаться следующие вопросы:

условия быта, отдыха, увлечения и интересы работника;

профессиональная компетентность работника, знание соответствующих нормативных документов, способность его к самообразованию;

своевременность и качество выполнения работником должностных обязанностей;

умение оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях;

способность организовать и контролировать работу подчиненных;

особенности личного поведения при взаимоотношениях с членами коллектива, бригады, смены, нетерпимость к нарушениям;

способность работника к самооценке;

другие вопросы.

4. Составы комиссий для проведения собеседования:

4.1. В структурном подразделении:

начальник (заместитель начальника) структурного подразделения – председатель комиссии;

руководитель подразделения, ответственный за организацию работы на данном участке;

заместитель начальника структурного подразделения по кадрам и социальным вопросам или начальник отдела кадров;

представитель профсоюзного комитета.

4.2. В Центре организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции инфраструктуры:

начальник Центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции инфраструктуры – председатель комиссии;

ревизор по безопасности движения поездов по региону дороги;

представитель отдела кадров;

председатель профсоюзной группы Центра.

4.3. В службе, дирекции:

начальник (первый заместитель начальника) дирекции, службы — председатель комиссии;

ревизор по безопасности движения поездов железной дороги;

специалист службы, дирекции по управлению персоналом;

председатель профсоюзной группы службы, дирекции.

4.4. В органе управления дороги:

заместитель начальника дороги — председатель комиссии;

заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов дороги;

начальник (заместитель начальника) Службы по управлению персоналом и учебных заведений;

начальник соответствующей дирекции при проведении собеседования с руководителями дирекции;

представитель Дорпрофсожа.

5. Порядок проведения собеседования:

5.1. Работники, непосредственно связанные с движением поездов, на собеседование обязаны явиться одетыми по форме, если последняя установлена для данной профессии, иметь при себе следующие документы:

служебное удостоверение;

служебный формуляр;

технический формуляр;

талон предупреждения;

удостоверение о сдаче экзаменов по ПТЭ железных дорог формы РБУ-9;

удостоверение по электробезопасности формы ЭУ-43;

5.2. Собеседование должно быть построено на принципах единства достижения целей, установленных Кодексом деловой этики ОАО «РЖД» и Кодексом корпоративной этики Свердловской железной дороги, и проводится в доброжелательной обстановке.

5.3. Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает работника о производственной деятельности, разъясняет ему льготы и социальные гарантии, правила внутреннего трудового распорядка, систему оплаты труда и поощрения за добросовестный труд, другие вопросы, касающиеся высокой нравственности, требовательности по отношению к себе, окружающим, как на производстве, так и в быту.

5.4. По результатам собеседования председатель комиссии дает объективную оценку работнику на соответствие (не соответствие) его профессиональных качеств, производственной деятельности с принятием взаимных обязательств по кругу своих обязанностей, направленные на обеспечение безопасности движения поездов.

6. Порядок оформления собеседования:

6.1. Результаты собеседования регистрируются в Журнале проведения собеседований, а также записываются в служебный формуляр.

6.2. Журнал проведения собеседования с работниками подразделений дороги хранится у руководителя подразделения или его заместителя.

6.3. Журнал проведения собеседования с работниками подразделений дороги ведут специалисты по управлению персоналом.

6.4. О выполнении принятых решений по результатам собеседования председатель комиссии обязан в месячный срок проинформировать работника.

7. Порядок контроля и ответственность должностных лиц за выполнение Положения:

7.1. Ревизорский аппарат дороги, ревизорский аппарат по региону дороги проверяет выполнение Положения при технических ревизиях и контрольных проверках структурных подразделений, служб, дирекций.

7.2. Начальник Службы управления персоналом и учебных заведений руководители по управлению персоналом в дирекциях ежеквартально рассматривают на селекторных совещаниях выполнение Положения.

7.3. Ответственность за выполнение Положения возлагается на начальников структурных подразделений, служб, дирекций.

Приложение 19

к приказу № СВЕРД-1

от » » января 2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке разрешения работникам предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», проводить операции по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции дороги

Общие положения.

1.1. Положение о порядке разрешения работникам предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД» (далее – Положение), проводить операции по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции дороги устанавливает:

требования к работникам предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», при проведении операций по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;

порядок проведения испытаний машинистов локомотивов, специального самоходного подвижного состава и их помощников на право выезда на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания;

порядок проведения испытаний составителей поездов и их помощников, кондукторских бригад на право выезда на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания;

порядок проведения испытаний машинистов хоппер-дозаторных и думпкарных вертушек на право выезда на железнодорожные пути общего пользования;

порядок предоставления информации об изменениях и дополнениях, вносимых в техническо-распорядительный акт станции;

порядок ознакомления машинистов локомотивов, ССПС и их помощников, составителей поездов и их помощников, кондукторских бригад в знании ТРА станций;

требования к техническому содержанию, ремонту локомотивов и ССПС;

порядок выпуска локомотивов, ССПС на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания;

организацию контроля за работой локомотивных бригад (ССПС) предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», и выполнением Положения;

наименования и составы комиссий по испытанию работников предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», в знании ПТЭ железных дорог Российской Федерации, правил и инструкций на право выезда на железнодорожные пути общего пользования.

Требования к работникам предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», при проведении операций по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования.

2.1. Работники предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», при проведении операций по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования несут по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение ПТЭ железных дорог Российской Федерации, действующих руководящих документов ОАО «РЖД», настоящего Положения, соблюдение безопасности движения и должны:

2.1.1. Машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава должны:

пройти профессиональное обучение в учебных учреждениях, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности;

пройти профессиональный отбор в соответствии с Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава»;

выдержать испытания и в последующем периодически проходить проверку знаний в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.07.2012 № 231 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии», других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерациии Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава»;

машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава, предъявляемого к подаче (выходу) на железнодорожные пути общего и необщего пользования, должен знать местные инструкции и другие нормативно-технические акты владельца железнодорожных путей общего и необщего пользования, на основании которых организуется движение поездов и подача локомотивов на железнодорожный путь общего и необщего пользования;

машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава должны проходить медицинские осмотры в соответствии с Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц, Инструкцией МПС России от 1 сентября 1998 г. N ЦУВС-552 «О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад»;

машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава при управлении локомотивом и моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования обязаны выполнять указания и приказы дежурного по станции, поездного диспетчера, руководителя маневров, маневрового диспетчера владельца инфраструктуры в порядке, предусмотренном нормативно-техническими актами, действующими на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

2.1.2. Запрещается эксплуатация на путях общего пользования локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивных бригад в случаях:

работы локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава под управлением помощника машиниста локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, за исключением случаев его стажировки, оформленной в установленном порядке;

под управлением локомотивных бригад, работающих с нарушением норм, установленных Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов».

2.1.3. Подавать сигнал остановки поезду или маневровому составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей природной среды, работник должен немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

2.1.4. Содержать в порядке рабочее место и вверенные технические средства.

2.1.5. Соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, стандарты, метрологические нормы и правила и иные нормативные документы, регламентирующие порядок выполняемой ими работы. Ответственность за выполнение требований этих документов возлагается на исполнителей и руководителей предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД».

2.1.6. Не допускать в кабины управления локомотивами, ССПС лиц, не имеющих право доступа к ним.

2.1.7. Обеспечивать сохранность имущества дороги и перевозимых грузов.

2.2. Лица, обнаруженные в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Нарушение ПТЭ железных дорог Российской Федерации работниками предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД», при проведении операций по подаче, уборке вагонов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Повторный инструктаж по охране труда

Повторный инструктаж по охране труда: периодичность проведения

В этой статье собрана информация о повторных инструктажах по охране труда: периодичность, объемы и сроки их проведения, кто должен и не должен их проходить, ответы на частые вопросы по этому виду инструктирования.

Инструктирование по ОТ в организациях ведется для того, чтобы трудящиеся своевременно:

— ознакомились с присущими конкретным производственным процессам и рабочим местам опасностями и вредностями;
— освоили или освежили в памяти безопасные приемы выполнения работ, требования ОТ;
— продемонстрировали достаточное для безопасной работы знание нормативной, эксплуатационной, технической документации, качественные умения и навыки безопасной работы.

Поэтому повторное инструктирование – неотъемлемая часть любого производственного процесса. Его основная цель – поддерживать знания трудящихся по ОТ, их умения и навыки безопасной работы на уровне, достаточном для сохранения здоровья и работоспособности. Основное отличие этого вида инструктирования – отсутствие иных причин для его проведения, кроме наступления установленного нормативной документацией срока.

″ Повторное инструктирование проводится не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. Такая периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда не означает, что его нельзя проводить чаще, чем раз в полгода. На усмотрение работодателя повторное инструктирование для отдельных категорий трудящихся можно организовывать, например, ежеквартально.

Для кого нужно организовывать проведение повторного инструктажа по охране труда?

Повторное инструктирование организуется для трудящихся, которые проходили первичный инструктаж. Трудящиеся, которые его не проходили (были освобождены от него в установленном порядке), повторный инструктаж также не проходят. Если изменяются условия труда для определенной категории лиц, которые раньше инструктирование не проходили, они должны вначале проходить первичное инструктирование, а спустя установленный срок – повторное.

Повторное инструктирование должны проходить все трудящиеся независимо от стажа работы. Его можно организовывать в индивидуальном или коллективном порядке. Коллективное проведение повторного инструктажа возможно для трудящихся одной специальности, которые выполняют одинаковые (однотипные) работы.

Повторный инструктаж по охране труда: периодичность и содержание

Повторное инструктирование проводится не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. Такая периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда не означает, что его нельзя проводить чаще, чем раз в полгода. На усмотрение работодателя повторное инструктирование для отдельных категорий трудящихся можно организовывать, например, ежеквартально. Такое решение стоит согласовать с профкомом. В этом случае правило «чем больше, тем лучше» не работает. Задавая слишком маленький временной промежуток между инструктажами, работодатель рискует получить формальное проведение повторного инструктажа по охране труда.

Если условия работы организации таковы, что нет смысла проводить повторное инструктирование каждые полгода, то по согласованию с органами госнадзора «межинструктажный» период можно увеличить. При этом срок прохождения повторного инструктирования не должен превышать 12 месяцев. Так можно поступить для сезонных работ, которые трудящиеся выполняют в дополнение к основным обязанностям. Например, если продавец небольшого магазина должен очищать крыльцо от снега и льда, повторное инструктирование по этому виду деятельности можно проводить 1 раз в год – в начале зимы.

Повторное инструктирование на рабочем месте проводится по той же программе, что и первичное. Это значит, что в ходе проведения повторного инструктажа по охране труда следует осветить такие вопросы:

— безопасные методы труда;
— операции, которые трудящемуся необходимо выполнить перед началом и окончанием работ;
— особенности устройства и эксплуатации оборудования, приборов, характеристики материалов, которые используются в ходе выполнения производственных заданий;
— причины НС, ПЗ, аварий, которые происходили или могут произойти в данном подразделении, на аналогичных производствах в других организациях;
— рабочая документация, ее требования, комплектность, где можно с ней ознакомиться в случае необходимости;
— СИЗ, другие средства защиты, пожаротушения, способы их применения;
— средства безопасности приборов, машин, механизмов, инструментов;
— схемы передвижения по подразделению, рабочим местам, схемы эвакуации;
— требования к содержанию рабочего места: его подготовка к старту и окончанию работ, кто и на каких основаниях может находиться в его пределах;
— характеристики, особенности, производственные факторы, присущие конкретным технологическим процессам, рабочим местам, на которых предстоит работать трудящимся;
— что делать в опасных ситуациях.

Основные задачи, которые решаются в ходе повторного инструктирования:

— освежить знания по безопасности труда, проработать навыки безопасной работы, обратить внимание на важные нюансы, которые могут оказаться подзабытыми;
— проверить качество знаний, умений и навыков, их достаточность для безопасного выполнения работ;
— сделать отметки в документации (журналах инструктажей).

Кто организует и проводит повторное инструктирование?

Подготавливает и проводит повторное инструктирование непосредственный руководитель работ. Перед проведением инструктажа:

1. Издается приказ/распоряжение, в котором оговаривается факт его проведения, назначаются ответственные лица, приводится перечень профессий, должностей, лиц, которых нужно проинструктировать.

2. Пересматривается программа инструктирования, если нужно – корректируется старая либо разрабатывается новая.

3. Проводится инструктирование: приглашаются трудящиеся, вычитывается материал, демонстрируются приемы безопасной работы, проходит проверка знаний, вносятся записи в журнал.

4. При необходимости проводится повторное инструктирование для трудящихся, которые не прошли проверку знаний с первого раза.

5. Проинструктированные трудящиеся отправляются выполнять свои производственные задания.

Программа повторного инструктирования должна соответствовать программе первичного инструктажа. Поэтому корректировать следует обе эти программы. Внесение изменений нужно согласовывать со службой ОТ. Утверждает программу повторного инструктирования руководитель подразделения либо организации в целом. На момент инструктирования лицо, которое его проводит, должно пройти полное обучение по ОТ по всем вопросам, которые затрагивает программа.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как точно соблюсти периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда?

Законодательство требует проводить повторный инструктаж по охране труда с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев. Это означает, что если первое повторное инструктирование в году было проведено 1 января, то второе должно быть организовано не позднее 1 июля. На практике бывает сложно организовать инструктирование в формате «день-в-день», поэтому его рекомендуется начинать в 20-х числах последнего месяца периода (в нашем случае – с 20-х числах июня). Можно поступить иначе: установить периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда 1 раз в 5 месяцев. Тогда требования законодательства гарантированно будут соблюдены, а работы инструктирующим лицам добавится немного – всего 1 дополнительное инструктирование в несколько лет.

Кто контролирует своевременность проведения повторных инструктажей по охране труда?

В пределах организации этот вопрос курируют руководители подразделений, комиссия по ОТ, служба ОТ. Внешний контроль осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Можно ли одновременно проводить повторное инструктирование для основных рабочих и первичное – для новичков, если они проводятся по одинаковым инструкциям?

Поскольку повторное инструктирование проводится в том же объеме, что и первичное, его можно проводить одновременно для работников с разным стажем работы при условии, что оно проводится по одинаковой программе. Разными будут только записи, которые будут вноситься в журнал: для вновь принятых работников это будет первичное инструктирование, для остальных – повторное.

Может ли руководитель предприятия проводить повторное инструктирование?

Руководитель предприятия может инструктировать трудящихся при условии, что они находятся в его прямом подчинении, т. е. он является непосредственным руководителем работ. Наглядный пример – индивидуальный предприниматель с небольшим штатом сотрудников.

Можно ли совмещать повторное инструктирование по ОТ с аналогичным инструктированием по ПБ?

Если сроки проведения обоих инструктажей совпадают, их можно объединить в одно занятие. При этом вычитываются обе программы без сокращений. Записи вносятся в разные журналы.

Должны ли проходить повторное инструктирование работники другого предприятия, которые командированы к нам на длительный срок?

Если подошел срок, повторное инструктирование проводится с командированными трудящимися в объеме первичного. Его проводит руководитель работ.

Если в цеху в отчетном периоде произошел несчастный случай, нужно ли включать информацию о нем в программу повторного инструктирования?

Чтобы проинформировать трудящихся цеха об обстоятельствах и причинах этого несчастного случая, а также о мероприятиях по недопущению подобных НС в дальнейшем, необходимо провести внеплановое инструктирование. Затем следует включить эту информацию в программу первичного и повторного инструктажа для работников определенных специальностей.

Наше подразделение прошло первичное инструктирование в полном составе. Позже сотрудников бухгалтерии освободили от первичных и повторных инструктирований. Относится ли это к тем из них, которых проинструктировали еще до выхода «освобождающего» приказа? Как это оформить в журнале?

После выхода приказа об освобождении сотрудников бухгалтерии от первичного и повторного инструктирования проходить его никто из сотрудников не должен. Чтобы во время проверки по ОТ у инспекторов не возникли вопросы относительно непроведения инструктирования, можно вложить в журнал копию этого приказа. Пометок на страницах журнала лучше не делать, поскольку в типовых формах это не предусмотрено.

Нужно ли организовывать повторное инструктирование для работников, которые работают по гражданско-правовым договорам?

Если эти трудящиеся проходили первичное инструктирование, то не реже, чем 1 раз в полгода они должны проходить и повторное. Если же перед началом работ с ними было проведено целевое инструктирование, то организовывать повторное нет необходимости.

Из этой статьи вы узнали все о повторных инструктажах по охране труда: периодичность проведения повторного инструктажа, кто его проходит и кто от него освобожден, какие вопросы освещаются в ходе инструктирования, в каких случаях и в каком порядке периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда может быть увеличена, ответы на частые вопросы.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте

Руководство организации отвечает за безопасность работников во время осуществления трудовой деятельности. Это обстоятельство является основной причиной необходимости проведения инструктажа по охране труда. В подобном инструктаже содержится информация, которую должен тщательно изучить каждый работник предприятия до момента начала осуществления своих трудовых обязательств. Инструктажи по технике безопасности должны проводиться регулярно и основываться на специфике деятельности предприятия. Информация о должностных инструкциях может доводиться до сотрудников как в коллективном порядке, так и индивидуально.

Ответственность за проведение данных мероприятий возлагается на инженера по Технике Безопасности или представителя кадрового отдела, имеющего все необходимые должностные полномочия. Ниже мы предлагаем рассмотреть, различные виды инструктажей по технике безопасности и их особенности.

Ст. 144 КзОта установлено, что обязанность по проведению инструктажа, связанного с основами техники безопасности, закрепляется за администрацией предприятия

Разновидности инструктажей

Существует несколько основных видов инструкции по охране труда, которые различаются целью, временем и местом проведения. Среди них следует выделить:

  • вводный инструктаж;
  • первичный и повторный;
  • направленный (целевой);
  • внеплановый и ежедневный.

Вышеперечисленные виды инструктажей по ТБ проводятся специальными должностными лицами. Согласно установленным правилам, в подобных мероприятиях должны принимать участие не только работники предприятия, но и администрация компании. В большинстве случаев, подобные семинары необходимы для новых сотрудников, которые еще не ознакомились с процессом трудовой деятельности. Повторные инструктажи проводятся для сотрудников с богатым опытом трудовой деятельности в условиях производства, с целью предотвращения халатного отношения к должностным обязанностям.

Необходимость проведения инструктажа по технике безопасности объясняется высоким риском получения травмы из-за недостатка знаний об особенностях производственного процесса. Во время проведения инструктажа, инженер по технике безопасности должен рассказать о самых распространенных видах производственных травм и их причинах. Согласно действующему законодательству, компании, где штат сотрудников составляет более пятидесяти работников, обязаны внедрить должность специалиста по охране труда. Данное требование закреплено в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

В том случае, когда количество работников составляет менее пятидесяти человек, обязанность по проведению инструктажа возлагается на руководителя предприятия.

Правила проведения данного мероприятия определяются должностным лицом, в чьи обязанности входит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. В том случае, когда подобные мероприятия проводятся индивидуально с каждым сотрудником, используется форма в виде собеседования. При коллективном инструктаже, вся информация предоставляется в виде лекции.

После того как сотрудник будет ознакомлен с инструкциями по охране трудовой деятельности, работнику необходимо расписаться в специальном журнале. Наличие росписи является документальным свидетельством того факта, что работник прошел ознакомление с правилами осуществления трудовой деятельности на территории предприятия. В задачу инженера по ТБ входит ведение журнала, где фиксируются отметки о проведенных занятиях. Помимо этого, данное должностное лицо должно контролировать исполнение правил охраны труда.

Прежде, чем допускать сотрудника к его рабочему месту, работодатель должен провести необходимые инструктажи по вопросам охраны труда

Вводные инструкции

Вводный инструктаж по технике безопасности проводится для новых сотрудников предприятия. Следует обратить внимание на то, что данные лекции следует проводить не только для основных работников, но и для людей, замещающих отсутствующих сотрудников, студентов-практикантов, учеников и командированных работников, представляющих сторонние организации. Обязанности по проведению инструктажа возлагаются на директора предприятия. Также следует сказать о том, что богатый опыт трудовой деятельности нового сотрудника не является основанием для отмены лекции.

Согласно КЗоТу проводить вводный курс необходимо для учеников образовательных учреждений, перед проведением практических или лабораторных занятий. Также вводные лекции необходимы перед отработкой учений в условиях полигона, военнослужащими. Как показывает практика, крупные организации привлекают экспертов из различных служб к разработке вводной лекции. В фирмах с малым количеством сотрудников, разработка вводной программы осуществляется руководителем организации. Также данная обязанность может быть возложена на представителя кадрового отдела. Основанием для начала разработки вводного курса является соответствующий приказ, изданный главой предприятия. В должностной инструкции должна содержаться вся информация, касающаяся безопасности выполнения должностных обязательств в соответствии со спецификой производства.

После проведения лекции, ответственному лицу следует провести проверку знаний сотрудников. Подобная проверка должна контролироваться лично руководителем компании. Сотрудник прошедший вводный курс техники безопасности должен разбираться в значении предупредительных знаков и быть ознакомлен с месторасположением противопожарного инвентаря. После чтения лекции, инструктор обязан заполнить соответствующий журнал, где новый работник ставит свою подпись.

Данная лекция проводится непосредственно перед моментом осуществления должностных обязанностей новым сотрудником. Следует обратить внимание на то, что первичный инструктаж тесно взаимосвязан с правилами техники безопасности, изложенными во вводной лекции. Отличием этой лекции является более конкретизированная информация, связанная с должностными обязанностями конкретного работника.

Первичный инструктаж проводится не только для новых работников, но и тех сотрудников, что были зачислены на новую должность. Причиной кадровых изменений может быть повышение или другие производственные обстоятельства. В Трудовом Кодексе Российской Федерации приведен перечень специальностей, для которых первичный инструктаж является необязательным.

Тщательно запланированные и профессионально проведенные инструктаж и обучение работников способствуют повышению эффективности труда и экономии расходов

Повторные лекции

Повторные лекции проводятся только для тех работников, кто не входит в категорию работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа. Периодичность проведения данного мероприятия составляет один раз в три месяца. В некоторых случаях предприятия согласовывают сроки проведения повторных лекций с контролирующими органами. Максимальный промежуток между лекциями при наличии договоренности с госнадзором составляет двенадцать месяцев.

Целью повторных лекций, является выявление уровня знаний работников о нормах охраны трудовой деятельности, санитарных норм и правил, установленных пожарной инспекцией. Проведение подобных мероприятий необходимо для увеличения уровня знаний сотрудников компании. Данный вид занятий может проводиться как в небольших группах, так и с каждым сотрудником по отдельности. Чаще всего лекции проводятся для групп, объединенных одной специальностью. В данной учебной программе используются сведения их первичного инструктажа.

Внеплановые и целевые лекции

Кроме вышеперечисленных методов обучения правилам охраны трудовой деятельности, на предприятиях проводятся целевые и внеплановые обучающие мероприятия. Целевой инструктаж по охране труда и технике безопасности проводится в ситуациях, перечисленных ниже:

  1. Перед выполнением одноразового задания, не связанного с основным видом деятельности конкретного работника.
  2. В экстренной ситуации, связанной с форс-мажорными обстоятельствами в организации.
  3. Перед выполнением действий, требующих оформления особого наряда.

Основанием для проведения внепланового занятия может стать поступление требований от контролирующих органов. Одной из причин подобных требований может стать нарушение техники безопасности работником, которое стало причиной травмы. Также основанием для организации учебных занятий может стать замена производственного оборудования или изменения в производственном процессе.

Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые лекции содержат в себе информацию, которая основывается на тех причинах, что вызвали необходимость проведения занятий.

Серьезно относясь к инструктажу и следуя инструкциям, работник лучше адаптируется на предприятии, а также делает меньше ошибок при оттачивании приемов работы

Ежедневные занятия

Следует обратить внимание на то, что в действующем Трудовом Кодексе РФ отсутствует регламент, регулирующий проведение ежедневного инструктажа. Несмотря на это, на предприятии, где существует высокий риск получения производственных травм, лекция по технике безопасности может проводиться ежедневно. Данная необходимость может быть вызвана тем, что в трудовые обязанности сотрудников компании входит широкий спектр профессиональных действий. Ярким примером подобной профессии являются слесаря, занимающиеся изготовлением различных изделий. В задачу этих специалистов входит взаимодействие со многими станками и решение различных функциональных вопросов.

Ежедневные инструктажи проводятся в строительных компаниях, сотрудники которых ежедневно выполняют ремонтные работы, отличающиеся от их основной специальности. Также ежедневные лекции проводятся для людей, работающих в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Данные лекции необходимы для водителей, занимающихся перевозкой опасного груза или детей. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в задачу руководителя входит обязательный учет вида деятельности наемных работников при составлении «учебной программы». Представители отдельных профессий нуждаются в ежедневной сдаче своеобразных экзаменов, направленных на выявление знаний о правилах охраны труда.

В той ситуации, когда работники компании вынуждены ежедневно посещать лекции, посвященные технике безопасности и охране труда, руководителю компании следует подготовить журнал, где будет приведена краткая информация о проведенных занятиях. В этом журнале необходимо отмечать фамилии тех сотрудников, что прошли инструктаж. На страницах журнала в обязательном порядке фиксируется дата проведения лекции и фамилия (должность) лектора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *