Госпошлина за регистрацию собственности

Содержание

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

← Назад в раздел

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Порядок уплаты и размеры госпошлины

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), — до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.

Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)

(Документ в формате WORD для печати)


Виды регистрационных действий

Размеры государственной пошлины

1

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2 000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для юридического лица – 22 000 рублей;

2

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица — 2 000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей;

3

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 1000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации – 175 рублей;

для юридического лица — 11000 рублей;

4

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица — 1000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 175 рублей;

для каждого юридического лица — 11000 рублей;

5

Государственная регистрация права, возникшего после введения в действие Закона (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для юридического лица – 22000 рублей;

6

Государственная регистрация права общей совместной собственности (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц — 2000 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности);

для физических лиц на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности)

7

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, -350 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для юридического лица – 22 000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

Например, в случае приобретения земельного участка в равнодолевую собственность двух физических и трех юридических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается физическими лицами в размере 400 рублей каждым (2000 рублей × 1/5), юридическими лицами — в размере 4400 рублей каждым (22 000 рублей× 1/5).

8

Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-¬строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица – 2000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей

9

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

для всех категорий плательщиков — 200 рублей

10

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

для всех категорий плательщиков — 100 рублей

11

Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

12

Государственная регистрация права хозяйственного ведения

для юридического лица – 22 000 рублей

13

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда

22 000 рублей

14

Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2 000 рублей

15

Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс, в том числе договоров аренды предприятия как имущественного комплекса

0,1% от стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей

16

Государственная регистрация прекращения права без перехода права к новому правообладателю

для физического лица — 2 000 рублей;

для юридического лица – 22 000 рублей

17

Государственная регистрация договора аренды, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, договора субаренды, договора (соглашения) о присоединении к договору аренды (далее также — договор аренды) (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 2 000 рублей; юридическое лицо – 22 000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды, обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации:

если договор заключен физическими лицами — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора; если договор заключен юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: юридическое лицо уплачивает 22 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления; физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом, юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: физическое лицо — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора, юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины.

Например, если сторонами договора аренды являются два физических лица и одно юридическое лицо, то государственная пошлина за государственную регистрацию договора уплачивается каждым физическим лицом в размере 666,6 рубля (2 000 рублей разделить на 3), юридическое лицо – 7333,3 рубля (22 000 рублей разделить на 3). Общая сумма уплаченной государственной пошлины будет составлять 8666,5 рубля.

При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся объектами аренды, государственная регистрация ограничений (обременении), возникающих на основании договора аренды, осуществляется без уплаты государственной пошлины

18

Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 350 рублей; юридическое лицо — 1000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обращаются обе стороны, то физическое лицо — 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо — 1000 рублей, разделенные на количество участников договора.

19

Государственная регистрация соглашений (договоров) о переуступке прав и обязанностей по договору, подлежащему государственной регистрации, переводе долга, в том числе уступке требования, передаче прав и обязанностей по договору аренды (за исключением переуступки прав по договору об ипотеке)

Государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 17 настоящей таблицы

20

Государственная регистрация ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество,

если договор об ипотеке заключен физическими лицами — 1000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен юридическими лицами — 4000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 1000 рублей (в сумме)

21

Внесение изменений в записи ЕГРН в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке


если соглашение заключено физическими лицами — 200 рублей (в сумме);

если соглашение заключено юридическими лицами — 600 рублей (в сумме);

если соглашение заключено физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 200 рублей (в сумме)

22

Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеки, в том числе сделки по уступке прав требования. включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя

для всех категорий плательщиков – 1 600 рублей

23

Государственная регистрация смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

24

Государственная регистрация сервитутов (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

установленных в интересах физических лиц — 1 500 рублей;

установленных в интересах юридических лиц — 6 000 рублей

25

Государственная регистрация ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества (кроме предприятия как имущественного комплекса) (за исключением аренды, ипотеки, сервитута и ареста (запрещения), ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц — 2 000 рублей;

для юридических лиц – 22 000 рублей;

26

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве

если договор заключен физическими лицами — 350 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами – 6 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо – 6 000рублей, разделенные на количество участников договора

27

Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в ЕГРН

для всех категорий плательщиков – 350 рублей

28

Внесение изменений в записи ЕГРН (за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке)

для физических лиц — 350 рублей;

для юридических лиц — 1000 рублей;

29

Внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

30

Внесение изменений в записи ЕГРН о предприятии как имущественном комплексе

для физических лиц — 350 рублей;

для юридических лиц — 1 000 рублей;

Размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме (пункт 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные положения согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» действуют до 1 января 2019 года.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением установленных главой 25.3 НК юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;

3. физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

4. физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5. физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Государственная пошлина не уплачивается:

1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

2. за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

3. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

4. за внесение изменений в ЕГРН в случае изменения законодательства Российской Федерации;

5. за внесение изменений в ЕГРН при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Закона;

6. за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

8. за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;

9. за выдачу закладной;

10. за государственную регистрацию права, возникшего до введения в действие Закона, на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества;

11. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

13. за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

14. за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

15. за государственную регистрацию прекращения права при государственной регистрации за тем же правообладателем другого вида права (например, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

16. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;

17. за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ ГОСПОШЛИНЫ

Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Основание для возврата излишне уплаченной государственной пошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается.

При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Была оплачена государственная пошлина, связанная с регистрацией построенного объекта недвижимости. Объект недвижимости введен в эксплуатацию 06.04.2019, а госпошлина оплачена 23.04.2019.
Каков бухгалтерский и налоговый учет в данной ситуации?

28 мая 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то затраты на госпошлину при исчислении налога на прибыль учитываются как прочие расходы.
В бухгалтерском учете, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг, затраты на госпошлину учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности. При использовании ОС для других целей такие затраты учитываются в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) объекты недвижимости включаются в состав объектов основных средств при одновременном выполнении следующих условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если указанные условия выполняются, объект недвижимости принимается на учет по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
Таким образом, для учета объекта в составе ОС достаточно того, что объект предназначен для целей использования в качестве объекта ОС. То есть момент начала учета объекта в составе ОС для целей бухгалтерского учета не связывается с моментом ввода его в эксплуатацию. Это следует из письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33 (также смотрите письма Минфина России от 08.05.2013 N 03-05-05-01/16089, от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, ФНС России от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@).
Также напомним, что с 2011 года объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания)).
То есть теперь организация не должна дожидаться момента подачи документов на госрегистрацию права собственности на объект недвижимости, а может включать его в состав ОС при условии, что:
— сформирована первоначальная стоимость объекта;
— оформлены первичные документы по приему-передаче объекта;
— объект фактически эксплуатируется (независимо от того, временно или постоянно).
Сказанное означает, что стоимость объекта недвижимости должна быть отражена в составе основных средств (по дебету счета 01) сразу после окончания формирования ее первоначальной стоимости, независимо от момента государственной регистрации прав на данное имущество.
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основного средства формируется из фактических затрат, связанных с его приобретением, сооружением и изготовлением (смотрите также п. 5.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160). В общем случае к таким затратам может относиться, в частности, государственная пошлина (абз. 7 п. 8 ПБУ 6/01).
Однако в рассматриваемом случае госпошлина была уплачена Вашей организацией уже после ввода в эксплуатацию объекта.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В анализируемой ситуации реконструкции, модернизации и прочего не происходит.
В связи с вышеизложенным затраты в виде госпошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимость, по нашему мнению, не должны рассматриваться как фактические расходы непосредственно связанные с формированием первоначальной стоимости объекта.
Полагаем, что при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, расходы на госпошлину признаются единовременно на момент подачи заявления на государственную регистрацию.
В соответствии с п.п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99 расход в виде уплаченной госпошлины может учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности на счетах 20, 23, 25, 26, 44 и др. (в случае, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг) или в составе прочих расходов на счете 91 (при использовании ОС для других целей).

Налоговый учет

Основные условия для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно обоснованность и документальное подтверждение затрат. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Государственная пошлина отнесена налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 ГК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, госпошлина за регистрацию прав собственности учитывается в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Кроме того, согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами.
То есть существуют, как минимум, два основания, предусмотренные нормами главы 25 НК РФ, для признания расходов по уплаченной госпошлине за регистрацию прав на недвижимое имущество в составе прочих расходов единовременно.
Чиновники финансового ведомства в некоторых своих разъяснениях также указывают на то, что государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в первоначальную стоимость ОС в налоговом учете не включается (письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-03-06/4/145, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116)*(1).
Полагаем, что независимо от основания включения в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество расход признается как и в бухгалтерском учете на дату начисления госпошлины — на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Вынуждены признать, что существует и иная точка зрения, высказанная тем же Минфином России. Так, в письме Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295 сказано, что «государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимую вещь включается в первоначальную стоимость соответствующей недвижимой вещи». Аналогичная точка зрения содержится также в письме Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195.
Таким образом, налогоплательщику придется самому принимать решение, каким образом учесть суммы госпошлины, уплаченной в связи с регистрацией права на объекты недвижимости. Для того чтобы себя обезопасить, советуем указать выбранный вариант в учетной политике для целей налогообложения. Кстати, это позволяет сделать п. 4 ст. 252 НК РФ.
Напомним также, что все неясности закона толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Возвращаясь к нашей ситуации, отметим, что на основании п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Таким образом, первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению в связи с проведением регистрации прав на недвижимое имущество и осуществлением расходов на нее.
Так как в данном случае, в связи с тем, что объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то расходы на госпошлину не должны рассматриваться как фактические расходы, связанные с формированием ее первоначальной стоимости в налоговом учете. Такие расходы должны, полагаем, учитываться как прочие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Важное при оплате госпошлины за регистрацию права на недвижимость

  1. 1. Госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество: кто и за что платит?
  2. 2. Порядок уплаты госпошлины. Реквизиты оплаты госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество.
  3. 3. Размеры госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество.
  4. 4. Льготы по уплате госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество.

1. Госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество: кто и за что платит?

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с физических и юридических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Плательщиками государственной пошлины могут быть как физические, так и юридические лица (ст. 333.17 НК РФ).

Подробнее… Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (п.п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ).

Если плательщик государственной пошлины не имеет возможности уплатить ее самостоятельно, то он может произвести уплату через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены (п. 3 ст. 26 НК РФ).

Госпошлина за регистрацию права взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации)).

Осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости государственной пошлиной не облагается.

2. Порядок уплаты госпошлины. Реквизиты оплаты госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество

Государственная пошлина может быть уплачена как в наличной, так и в безналичной форме (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Факт оплаты госпошлины подтверждается одним из следующих способов:

  • в безналичной форме — платежным поручением с отметкой банка;
  • в наличной форме — квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику либо банком, должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Внимание! Факт уплаты пошлины может быть подтверждён с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты не требуется.

В случае если за государственной регистрацией прав одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ), за исключением отдельных случаев регистрации доли в праве общей долевой собственности.

Подробнее… Если недвижимость приобретается в долевую собственность на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты (т.е. право на объект возникает с момента его государственной регистрации), то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере, установленном для вида приобретаемого объекта и категории плательщика, умноженном на размер доли в праве собственности.

При регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникающем в силу закона (например, при наследовании) и осуществляемой по желанию собственника, госпошлина уплачивается каждым из собственников в полном размере.

Внимание! При сдаче документов в Росреестр предоставлять документы об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав не требуется — заявитель может его представить по собственной инициативе. Однако, если факт оплаты государственной пошлины не подтвержден (т.е. информация об уплате отсутствует в ГИС ГМП или документ об уплате не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав), документы, необходимые для государственной регистрации прав, возвращаются заявителю без рассмотрения по истечении 5 календарных дней с даты подачи соответствующего заявления. Уведомление о возврате направляется заявителю регистратором Росреестра в течение 3 рабочих дней (ст. 25 Закона о регистрации).

Реквизиты для оплаты госпошлины за государственную регистрацию прав доступны по ссылкам:

для юридических лиц: ,

для физических лиц:

3. Размеры госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество

Размеры госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество установлены ст. 333.33 НК РФ, если за совершение соответствующих регистрационных действий не установлены льготы.

4. Льготы по уплате госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество

Льготы по уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены ст. 333.35 НК РФ.

От уплаты госпошлины освобождаются:

  • Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • Центральный банк Российской Федерации в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;
  • физические лица-ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны (основанием для предоставления льготы является удостоверение установленного образца);
  • физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за государственную регистрацию прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (основанием для предоставления льготы является документ, выданный в установленном порядке);
  • физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях государственной регистрации:

  • за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
  • за внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в случае изменения законодательства Российской Федерации;
  • за внесение изменений в ЕГРН при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества;
  • за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;
  • за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;
  • за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;
  • за государственную регистрацию возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении данного объекта. В случаях регистрации ограничения (обременения) такого права или сделки с таким объектом, не влекущей его отчуждения, за регистрацию права, возникшего до 31.01.1998, пошлина взимается в половинном размере;
  • за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;
  • за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
  • за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление государственной компании, и на земельные участки, предоставленные такой компании в аренду, за регистрацию договоров аренды, а также за регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;
  • за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;
  • за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;
  • за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  • Скидка 30 % при электронной оплате госпошлины за госуслуги Росреестра, предоставляемые в электронном виде.

Остались Вопросы? Тогда задайте их нам, заполнив форму обратной связи на сайте!

Вам также может быть интересно:

Размер госпошлины за оформление права собственности за квартиру

Источник изображения: www..com

Госпошлина — это оплата услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам госучреждениями. Госпошлина за регистрацию права собственности требуется для завершения сделки по смене владельца объекта недвижимости. Это не только обязательный этап, но и помощь в юридической защите граждан – продавца и покупателя.

Обязательно ли нужно платить

Госпошлина на оформление собственности на квартиру должна оплачиваться в обязательном порядке, что регламентируется НК РФ статьей 333. В ней описываются порядок и размеры платежей, в какие сроки их необходимо вносить.

Представленную оплату вносят не только в случае оформления прав собственности на квартиру, но и в других ситуациях:

  • рассмотрение искового заявления в суде;
  • взыскание алиментов;
  • начало бракоразводного процесса;
  • заверение документов у нотариуса;
  • регистрация брака;
  • изготовление российского или заграничного паспорта;
  • регистрация юридического лица;
  • регистрация транспортного средства.

Госпошлина уплачивается всегда, если сделка или обращение в государственные учреждения в дальнейшем имеют правовой статус. В зависимости от вида документов устанавливается размер госпошлины.

На что распространяется госпошлина при оформлении прав собственности

Сделки с недвижимостью должны быть зарегистрированными в обязательном порядке в Росреестре. Чтобы сотрудник госучреждения принял документ на обработку данных и внесение изменений относительно новых владельцев, необходимо оплатить пошлину. Распространяется она только на изготовление нового документа – свидетельства о праве собственности.

Свидетельство выдается не только на квартиру, но и на дом, земельный участок. Поэтому любые сделки с ними также требуют обязательной оплаты госпошлины. Распространяется она на следующие виды правовых изменений:

  • купля-продажа;
  • мена объектов;
  • дарение – целого объекта недвижимости или только долевой собственности;
  • оформление договора ДДУ – договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома;
  • рента;
  • аренда или субаренда;
  • уступка прав – оформляется в случае ранее зарегистрированного ДДУ;
  • ограничение прав – к примеру, при покупке недвижимости в ипотеку и прочее.

Иными словами, любые внесения изменений в ранее выданное свидетельство о праве собственности недвижимости, должны сопровождаться обязательной подачей документов в Росреестр и квитанцией, удостоверяющей оплату государственного взноса.

Размер пошлины

Размер госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость зависит от ее вида и статуса заявителя. Так, физические лица производят оплату меньших сумм, чем юридические лица. Выделяют следующие суммы, актуальные для 2019 года:

  • 350 рублей – за регистрацию прав земельного участка, гаража или дачи, находящейся на территории собственной земли. Размер пошлины действует для граждан и юридических лиц.
  • 350 рублей – за регистрацию ДДУ для физических лиц, и 6 тыс. рублей для юридических.
  • 2000 рублей – регистрация прав собственности жилого дома или квартиры в многоквартирном доме для физических лиц, 22 тыс. рублей – для юридических.

Сколько придется платить, можно узнать при подаче заявления в Росреестр. Зачастую в госучреждениях установлен терминал или оборудована касса, где и производят оплату государственного взноса по факту обращения сторон. Здесь учитывается количество участников в сделке, но оплату производят новые собственники, арендаторы или лица, принявшие участие в строительстве дома. Если недвижимость приобретается двумя собственниками, оплатить пошлину нужно будет в размере ½ от указанной суммы (если тремя – 1/3, четырьмя – 1/4).

Пример. Квартира приобретается тремя родственниками – матерью, сыном и его женой. Каждый из них получает после оформления сделки свидетельство о праве собственности. Поэтому оплату проводят каждый в размере 1/3: 2000/3=666,67 рублей.

Порядок и способы оплаты

Порядок оплаты государственных услуг прост – необходимо обратиться в банк и объяснить сотруднику кассы характер платежа. Здесь предложат бланк для заполнения реквизитами – Росреестра населенного пункта – который далее обработают. По факту обработки платеж будет проведен, а заявителю выдадут квитанцию. С ней и с остальным пакетом документов отправляются в Росреестр для подачи заявления и завершения сделки.

Оплачивать пошлину можно следующими способами:

  • через МФЦ – можно обращаться в любое отделение, находящееся в населенном пункте;
  • почтовым отправлением;
  • в офисах Росреестра и кадастровой палаты по факту обращения;
  • через официальный сайт Росреестра – здесь не потребуется регистрироваться.

При оплате онлайн приходит уведомление о проверке платежа и квитанция на электронную почту. Ее необходимо распечатать и предъявить при обращении в Росреестр.

Особенности оплаты госпошлины за регистрацию ДДУ

Оплата госпошлины за регистрацию ДДУ возлагается на участников. Размер ее составляет 350 рублей как для физических, так и юридических лиц. Единственным требованием в отношении застройщика выступает обязательное предоставление документов, подтверждающих наличие разрешения на строительство от местной администрации.

Это значит, что застройщик должен представить все учредительные документы на компанию, разрешение администрации, утверждение проекта и прочие документы. Вследствие того, что требуется в Росреестр приносить подлинные документы, зачастую сам застройщик регистрирует все новые договора, предварительно получив от участников сделки квитанцию на оплату пошлины.

Внимание! Некоторые физические и юридические лица имеют льготы по оплате госпошлины – полное освобождение. С перечнем статусов и видов сделок можно ознакомиться в статье 333.35 НК РФ.

Что делать с квитанцией после оплаты

Полученную на руки квитанцию обязательно проверяют еще раз, поскольку допущенные ошибки в реквизитах – это отсутствие платежа. Предоставленный чек будет подлежать тщательной проверке на факт мошенничества. Чтобы не спровоцировать подобные проблемы, лучше воспользоваться терминалом в Росреестре – здесь в систему уже вбиты реквизиты, поэтому ошибки с получателем не будет.

Возможные сложности при оплате госпошлины

Сложностей при оплате возникнуть не должно. Но можно выделить две распространенные проблемы, с которыми все же сталкиваются участники сделки.

Первая проблема – это отсутствие реквизитов для оплаты госпошлины. Полные данные о получателе можно получить в Сбербанке, где зачастую и проводят оплату. Сторонние некрупные банки зачастую таких данных действительно не имеют и дают плательщикам чистый бланк для самостоятельного заполнения реквизитов. Их может не быть, а также велик риск вписать номера неправильно.

Вторая проблема – отказ оплачивать госпошлину. Зачастую покупатели или арендаторы отказываются платить, ссылаясь на обязанности со стороны владельца недвижимостью. Все объясняется просто – внесение изменений в свидетельство о праве собственности находится в интересах нового владельца недвижимости.

Итоги

Оплата госпошлины – обязательная процедура в сделках, имеющих правовой статус. Игнорировать оплату не рекомендуется, поскольку в Росреестре не примут документы на внесение изменений в правах собственности. Отсутствие новых документов у сторон сделки указывает на ее автоматическую недействительность.

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

В соответствии с комментируемой статьей за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина. Размеры и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 НК РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 13, пункту 4 статьи 16 Закона регистрация прав начинается только при ее оплате, документ об оплате государственной пошлины предоставляется вместе с заявлением о государственной регистрации. Платежный документ предоставляется в подлиннике и копии, после осуществления государственной регистрации возвращается заявителю с отметкой «погашено».

Согласно статьям 333.16 и 333.17 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.

Внесение платы в безналичном порядке подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка, иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы.

Организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме.

Государственная пошлина оплачивается за регистрационное действие. Так, например, при государственной регистрации договора мены производится три регистрационных действия, которые должны быть оплачены: регистрация сделки (мены), регистрация прав сторон — участников по договору мены. По договору мены могут передаваться два объекта недвижимого имущества, например, жилой дом и земельный участок, соответственно, государственная пошлина уплачивается и за регистрацию права собственности на земельный участок и на жилой дом. Правообладателю выдается два свидетельства.

Так же обстоит дело с государственной регистрацией договора купли-продажи жилого помещения (ст. 558 ГК РФ). Государственной регистрации подлежит сам договор купли-продажи и право собственности покупателя.

Государственная пошлина взимается не только за регистрацию прав и сделок, но также и за внесение изменений в записи ЕГРП. За внесение изменений в существующие записи предусмотрены существенно меньшие тарифы, чем за регистрацию прав. В ЕГРП вносятся изменения в случае изменения фамилии, обмена паспорта после приобретения недвижимости и регистрации права, изменения адреса, площади и других характеристик недвижимости. После внесения изменений в ЕГРП может быть выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, содержащее новые сведения о недвижимости и правообладателе. При этом не требуется внесения изменений в правоустанавливающие документы: договоры, свидетельства о наследстве и др.

При уплате государственной пошлины за регистрацию следует обратить внимание на некоторые особенности:

— в случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия взимается в размере, установленном для физических лиц;

— в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях;

— в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины;

— при обращении за государственной регистрацией прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества физических лиц, признанных малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается;

— при преобразовании объекта недвижимости государственная пошлина взимается за государственную регистрацию права на каждый объект недвижимости в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: для юридических лиц — 7500 руб., для физических лиц — 500 руб.

НК РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины. В частности, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ. При этом основанием для предоставления данной льготы является выдаваемый органом местного самоуправления соответствующий документ.

Одновременно государственная пошлина также не уплачивается в следующих случаях:

— за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

— за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

— за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

— за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРП;

— за государственную регистрацию возникшего до введения в действие комментируемого Закона права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

НК РФ установлен порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины. Заявитель (правообладатель или представитель правообладателя) должен обратиться в Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии (по субъекту) с заявлением о возврате государственной пошлины с представлением копий (если государственная пошлина подлежит возврату частично) платежных документов или их оригиналами (если государственная пошлина подлежит возврату полностью). В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе и платежные реквизиты для перечисления денежных средств.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Госпошлина подлежит возврату в полном размере: в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину за государственную регистрацию, от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, т.е. до начала процедуры государственной регистрации; т.е. ошибочно уплаченная.

Госпошлина подлежит возврату частично: в случае оплаты свыше размера, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации; в размере 50% — при условии прекращения государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления правообладателя до внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

В случае отказа регистрирующего органа госпошлина возврату не подлежит.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 2 недель со дня регистрации заявления плательщика принимает решение о возврате платы, оформляет платежный документ в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, и представляет его в соответствующий орган Федерального казначейства.

Возврат платы осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Помимо государственной пошлины в соответствии с комментируемой статьей также предусмотрено взимание зачисляемой в федеральный бюджет платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Размеры указанной платы, порядок ее взимания и зачисления в федеральный бюджет установлен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме».

По состоянию на 9 марта 2004 года на финансирование деятельности учреждения по регистрации прав средства из бюджета субъекта Российской Федерации не выделялись, и финансирование осуществлялось за счет платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах и средств, полученных из иных не запрещенных законом источников.

В настоящее время финансирование Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии осуществляется из федерального бюджета.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии передана в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *