4 налоговых режима

Содержание

Специальные налоговые режимы в 2020 году (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Какие режимы относятся к специальным

Общие черты специальных режимов налогообложения

Принципиальные особенности спецрежимов

Отличия налогообложения при спецрежимах

Итоги

Что такое спецрежимы

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2020 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года отменен на всей территории РФ. Ряд субъектов уже отказались от спецрежима. Подробности см. .

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

  • «Какие особенности совмещения ОСНО и УСН?»;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН».

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Таблица 1

Скачать таблицу индивидуальных характеристик

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

Таблица 2

Скачать таблицу наборов показателей

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Итоги

В РФ действует 5 спецрежимов. Все они имеют своей целью снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и уменьшение количества отчетности.

спецрежим

Смотреть что такое «спецрежим» в других словарях:

  • спецрежим — сущ., кол во синонимов: 1 • режим (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • спецрежим — спецреж им, а … Русский орфографический словарь

  • Дефлятор — (Deflator) Дефлятор это коэффициент перевода экономических показателей, рассчитанных в текущих ценах Формула расчета дефлятора, дефлятор внп, дефлятор ввп, формула расчета дефлятора внп, формула расчета дефлятора ввп, коэффициент дефлятор… … Энциклопедия инвестора

  • Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций. Федеральным законом от 11 ноября… … Википедия

  • СНР — станция наведения ракет Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Что по закону представляет собой зона контртеррористической операции — В связи с информацией о подготовке боевиками терактов в местах массового скопления людей часть территории Ингушетии объявлена зоной контртеррористической операции, говорится в сообщении Управления ФСБ по республике и оперативного штаба. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • режим — См. строй… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. режим власть, система, строй; порядок, распорядок; работа, производительность, нагрузка, общественный порядок, политическое… … Словарь синонимов

  • СНР — СНР, спецрежим или спецналогрежим специальный налоговый режим СНР Совет немцев России СНР силы немедленного реагирования СНР станция наведения ракет МСНР многоканальная станция наведения ракеты СНР стационарные … Википедия

Правовое регулирование специальных налоговых режимов

Система налогообложения

Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов РФ.

В настоящее время налоговое законодательство выделяет четыре системы налогообложения (специальные налоговые режимы):

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — гл. 26.1 НК РФ;
  2. упрощенная система налогообложения — гл. 26.2 НК РФ;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — гл. 26.3 НК РФ;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — гл. 26.4 НК РФ.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) является специальным налоговым режимом, направленным на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

Налоговый период составляет один календарный год.

Применение единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату следующих налогов:

  • для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));
  • для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая ставка по ЕСХН — 6%.

Упрощенная система налогообложения, действующая с 1 января 2003 г., организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с общей системой налогообложения. Суть этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период (далее — единый налог).

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб.

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения следующие категории налогоплательщиков:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый сельскохозяйственный налог;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;
  14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;
  16. казенные и бюджетные учреждения;
  17. иностранные организации;
  18. организации и индивидуальные предприниматели с годовой выручкой свыше 60 млн. руб.

В связи с применением упрощенной системы налогообложения от уплаты следующих налогов освобождаются:

  • организации: от налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));
  • индивидуальные предприниматели: от налога на доходы физических лиц; налога на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения (по выбору налогоплательщика) являются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Ставка налога при упрощенной системе налогообложения составляет:

  • 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы»);
  • 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее — общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

  1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Для целей главы 26.3 НК РФ розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  7. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей гл. 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  10. распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  11. размещения рекламы на транспортных средствах;
  12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м;
  13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  14. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Величина налога определяется расчетным путем и зависит от физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, и базовой доходности в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции).

Соглашение о разделе продукции выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п. 2 ст. 4 Федерального закона о соглашениях о разделе продукции, и признания аукциона несостоявшимся;
  • при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона о соглашениях о разделе продукции, доля государства составляет не менее 32% от общего количества произведенной продукции;
  • предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

В силу ст. 346.36 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом о соглашениях о разделе продукции.

Теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения

С середины 2008 г. Россия, как и большинство стран мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, падение объемов экспорта, отток капитала и приостановка банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности в 2009 г. За 2009 г. ВВП снизился на 7,9% по сравнению с 2008 г. Доходы федерального бюджета в 2009 г. составили 7336,0 млрд. руб., что на 20,9% ниже величины за аналогичный период 2008 г. Дефицит федерального бюджета 2009 г. составил 2326,1 млрд. руб., или 6,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года бюджет был исполнен с профицитом в 1707,5 млрд. руб.).

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей приводят к снижению поступления налогов в бюджетную систему и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. Острота проблемы уклонения от уплаты налогов требует адекватного развития системы правовой охраны фискальных интересов государства. Признавая важную роль уголовного права в регулировании вопросов установления ответственности за уклонение от уплаты налогов, следует отметить, что частичному решению данной проблемы может способствовать использование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (системы вмененного налогообложения). При данной конструкции объектом налогообложения выступает не реально полученный, а потенциально возможный доход налогоплательщика. Использование такой системы позволяет повысить эффективность налогового контроля в сферах, где традиционно высока доля расчетов наличными деньгами. В то же время применение конструкции вмененного дохода требует тщательного юридического и экономического обоснования норм налогового права в целях обеспечения паритета законных интересов налогоплательщиков и государства.

Понятие «налоговый режим» как совокупность общих условий и правил функционирования налоговой системы государства отражает ее важнейшие черты и вследствие этого имеет содержание, вбирающее материю не только налогового права, но и отдельных элементов других сфер правовой системы (государственного, административного и других отраслей права), а также иных направлений общественного знания. Используемое для обозначения отраслевого юридического режима понятие «налоговый режим» занимает важное место при исследовании природы налогового права. Отдельные виды режимов, понимаемых в последнем из указанных значений, могут рассматриваться как институты налогового права. Для их обозначения в зависимости от характера регулируемых отношений могут использоваться понятия «налоговый режим» и «режим налогообложения». Последнее более точно отражает специфику режимов, охватывающих системы правовых норм, которые непосредственно устанавливают порядок налогообложения определенных объектов и (или) категорий налогоплательщиков.

Потребность в специальных налоговых режимах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации.

Установление государством специальных налоговых режимов в виде особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов требует уточнения перечня субъектного состава налогоплательщиков, которые используют специальные налоговые режимы.

Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении правовых характеристик специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Такая потребность возрастает в силу наличия нерешенных вопросов в регулировании указанных режимов и усложненного порядка их применения.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов осуществляется на основе общих принципов налогообложения, обусловливающих характер проявления этих режимов. К их числу относятся:

  1. принцип законности установления налогов и сборов, который проявляется применительно к специальным налоговым режимам в отношении формы и порядка их установления. Делается вывод, что специальные налоговые режимы должны устанавливаться федеральным законом, в котором определены все предусмотренные элементы налогообложения. Доказывается, что определенные ст. 38НК РФ критерии определения объекта налогообложения должны распространяться на все специальные налоговые режимы;
  2. принцип равенства и всеобщности налогообложения, устанавливающий запрет на создание для определенного круга налогоплательщиков условий, способных привести к нарушению равенства налогообложения, и не предполагающий создание специфических офшоров в налоговой системе или каких-либо особых условий для налогоплательщиков;
  3. принцип экономической обоснованности налогов и сборов раскрывается как потребность учета объективных требований экономических законов и их последствий в процессе налогообложения;
  4. принцип учета единства экономического пространства в налогообложении рассматривается через реализацию порядка унификации налогообложения, что применительно к специальным налоговым режимам должно отражаться в виде запрета на установление преград посредством налоговых механизмов специальных налоговых режимов для осуществления предпринимательской деятельности.

Упрощенная система налогообложения. По мнению ИФНС, при определении величины предельного размера доходов, ограничивающего право на применение упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем завышен доход от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. В связи с этим у индивидуального предпринимателя отсутствуют основания для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и перехода на общую систему налогообложения, поскольку ее доходы от всех видов деятельности за 2005 г. не превысили предельной величины.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС необоснованной, 16 августа 2005 г. индивидуальный предприниматель сообщил ИФНС об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения. Поскольку применение специального режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление ИФНС о намерении индивидуального предпринимателя перейти на иной режим налогообложения.

Вследствие уведомления ИФНС о переходе на общий режим до 15 января 2006 г. применение упрощенной системы налогообложения считается прекращенным с 1 января 2006 г., т.е. индивидуальным предпринимателем порядок перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим в отношении 2006 и 2007 гг. соблюден.

Единый налог на вмененный доход.

По мнению ИФНС, заявитель неправомерно применял общий режим налогообложения вместо единого налога на вмененный доход в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых заявителем как организацией, имеющей на праве собственности не более 20 транспортных средств. При этом заявитель не представил доказательств осуществления им грузоперевозок в интересах принципала в рамках агентского договора.

По мнению заявителя, подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не соответствует Конституции РФ, допускает взимание единого налога при получении налогоплательщиком дохода по агентскому договору, а его применение влечет двойное налогообложение — взимание налогов на основании как единого налога на вмененный доход, так и общей системы налогообложения.

Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к рассмотрению, сам по себе подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.

Разрешение вопроса о том, является ли фактически осуществлявшаяся заявителем деятельность деятельностью по оказанию услуг по перевозке грузов, к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

Особенности применения специальных налоговых режимов

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Читайте также статью «Налоговый режим: инструкция по выбору».

Специальные налоговые режимы: виды, описание, особенности

Система налогообложения России предоставляет ИП выбор различных схем расчётов с государством. Существует специальный механизм определения взносов в бюджет, он отличается значительным объёмом финансовой нагрузки на предпринимателей. Существуют разные особые режимы налогообложения, использование которых позволяет значительно уменьшить налоговое давление на компанию. Предприниматели, которые работают во многих отраслях, могут использовать различные преференции в области уплаты государственных сборов и налогов.

Каждый ИП в 2020 году уполномочен выбрать специальную систему обложения налогом, которая лучше всего совместима с особенностями бизнес-модели, размером выручки и соотнесения с расходами.

Что представляет собой спецрежим налогообложения

Под спецналоговым режимом понимают систему сбора денежных средств плательщиков налога в казну, устанавливаемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ и прочими правовым актам. К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, которые отличаются от стандартных. Во многих случаях некоторые плательщики освобождаются от платежей.

Законодательство РФ устанавливает понятие спецрежима налогообложения. Главным источником права выступает Налоговый кодекс. К специальным налоговым режимам сегодня относятся:

  • УСН;
  • Налог на плательщиков, которые выполняют договор о разделе продукции;
  • ЕСХН;
  • ЕНВД;
  • Налог на предпринимателей, которые ведут деятельность по патенту.
  • Рассмотрим подробно налоги, которые относятся к специальным налоговым режимам.

    УСН

    Многочисленные предприятия в Российской Федерации применяют упрощённую систему налогообложения. Использовать её может такой бизнес:

  • годовая выручка – до 60 млн рублей;
  • для налогоплательщиков юридических лиц – доля собственности иных организаций не превышает 25%;
  • штат сотрудников – не больше 100 человек;
  • остаточная стоимость фондов – не больше 100 миллионов рублей.
  • Упрощенку не могут использовать организации, у которых имеются представительства и филиалы.

    Благодаря применению УСН бизнес может не платить:

  • налог на имущество;
  • налог на прибыль;
  • НДС.
  • Чтобы перейти на специальный налоговый режим, такой как УСН, необходимо направить в налоговую службу сообщение по установленной форме. Только зарегистрированный бизнес должен сделать это в течение 30 дней после прохождения госрегистрации.

    ЕСХН

    Единый сельскохозяйственный налог представляет собой спецрежим налогообложения, установленный для предпринимателей-аграриев. К ним также принадлежат рыбохозяйственные организации. Благодаря данному спецрежиму можно не перечислять в бюджет такие налоги:

  • на имущество юридических лиц;
  • на прибыль организаций (не распространяется на сбор, уплачиваемый с выручки по дивидендам либо определённым видам долгов);
  • НДС.
  • Переход на ЕСХН является полностью добровольным. Для этого необходимо направить в Налоговую службу соответствующее сообщение. Переход будет осуществлён в году, который следует за текущим. Сразу же использовать ЕСХН могут новоорганизованные предприятия, которые в течение 30 дней после прохождения регистрации в госорганах подали заявление о переходе на него.

    Как перейти на ЕСХН

    Использовать преимущества ЕСХН могут лишь предприниматели, имеющие выручку от сельскохозяйственной деятельности свыше 70 процентов от совокупного дохода. Использовать ЕСХН не могут компании, которые ведут такой вид деятельности:

  • Игорный бизнес
  • Изготовление товаров, на которые введён акциз
  • Муниципальные и государственные учреждения
  • Объектом налогообложения по данному режиму выступает прибыль бизнеса. Ставка налога достигает 6 процентов. Налог может выступать одним из наиболее выгодных в системе налогообложения РФ. Налогооблагаемая база может быть снижена на размер убытков, которые были зафиксированы в предшествующем году.

    ЕНВД

    Единый налог на вменённый доход предполагает, что плательщик налога оплачивает фиксированное значение налога, а полученная прибыль и выручка никак не влияют на размер платежа. В своей деятельности ЕНВД могут использовать компании, ведущие деятельность в:

  • общественном питании;
  • предоставлении бытовых услуг;
  • распространении и размещении рекламы;
  • гостиничном бизнесе;
  • предоставлении платных стоянок;
  • розничной торговле;
  • ветеринарных услугах;
  • техническом обслуживании, ремонте и мойке автотранспортных средств;
  • сдаче в аренду участков земли и торговых точек;
  • сфере транспортных услуг.
  • Вышеперечисленные сферы предпринимательских активностей хорошо совмещаются с особенностями ЕНВД. В результате компания может получать значительную выручку, которая не повлияет на величину платежа.

    Учёт и отчётность при использовании ЕНВД

    ЕНВД принадлежит к налогам, обязывающим предпринимателей и бизнесменов проводить достаточно подробный учёт и сдавать отчётность в налоговую службу. Плательщики единого налога обязаны учитывать показатели, определяющие из-за наличия у организации статуса налогового агента и других платежей, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики по ЕНВД обязаны следовать порядку проведения кассовых операций. Другое обязательство – предоставлять в налоговую инспекцию бухотчётности. Индивидуальные предприниматели избавлены от выполнения этого требования.

    При расчёте ЕНВД необходимо перемножить налоговую базу на ставку и на фиксированные 15%. Для расчёта налоговой базы по ЕНВД применяются различные показатели. К ним относится базовая доходность (устанавливается федеральным законодательством), физический показатель, корректирующий и дефляционный коэффициенты.

    В соответствии с Налоговым кодексом к специальным налоговым режимам относится патентная система налогообложения и сборы, уплачиваемые компаниями, которые участвуют в договоре о разделе продукции.

    Бизнес-портал investtalk.ru поможет разобраться в налогах России. На странице https://investtalk.ru/nalogi/skolko-rabotodatel-platit-nalogov-za-rabotnika говорится о том, сколько работодатели налогов платят за работника. А идёт речь о налоге на роскошь на дорогостоящие автомобили. Уверены, это поможет лучше разобраться в этих и других вопросах.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *