Проекты участников финального этапа НТТМ-2017

← К списку проектов

Проект
Радиоуправляемая модель самолета «Снежок»
НТТМ-2017-0416 | Категория I

Автор:

Добронравов Алексей Анатольевич

Научный руководитель:
Катичев Сергей Максимович
Организация:
МУ ДО «Образовательно-досуговый центр «Пирамида» Белозерского муниципального района Вологодской области,
Вологодская область, Вологда
Цель работы
Разработка и проверка работоспособности механизма для спуска на парашюте груза с авиамодели в полёте по команде с пульта радиоуправления
Обзор предметной области
Использование в большой авиации парашютных систем для спасения членов экипажа, десантирования войск, групп людей для выполнения различных задач на земле известно во всём мире на протяжении десятков лет, однако, применить парашюты для спасения каждого из пассажиров самолёта, терпящего бедствие в полёте, пока не представляется возможным по многим причинам. На наш взгляд конструировать пассажирские самолёты следует так, чтобы в случае аварийной ситуации на борту была возможность спуска на парашютах всего салона, вместе с пассажирами, а самолёт продолжил бы свой полёт. Первым шагом на этом пути и является осуществление моделирования данного процесса с использованием макета парашютиста, сбрасываемого по радиокоманде с пульта радиоуправления модели. Принцип управления по радио нами был использован, исходя из наличия комплекта 6-канальной радиоаппаратуры http://www.parkflyer.ru/48833/ru/product/9042/ ,которая позволяет управлять моделью в полёте и имеет ещё два свободных канала под наш проект, а также из наличия готовой модели подходящих размеров для размещения «десантника» и механизма десантирования.
Описание результатов проекта
Для достижения поставленной цели мне пришлось решить следующие задачи:
Во-первых, в качестве привода двери решено было использовать рулевую сервомашинку с усилием 1.1 кГсМ, аналогичную тем, которые установлены на моей модели для управления рулевыми поверхностями.
Во-вторых, дверь грузового отсека изготовить из авиационной фанеры толщиной 1,5 мМ. К полотну двери прикрепить специальную обойму без дна, в которой будет размещаться спускаемый груз и сложенный парашют, опираясь на пол фюзеляжа.
В-третьих, из проволоки ОСВ изготовить тягу специальной формы, при помощи которой усилие от качалки сервомашинки будет передаваться на дверь и открывать её в полёте, увлекая за собой спускаемый груз, а при обратном ходе сервомашинки закрывать её, чтобы не создавать дополнительного сопротивления модели в полёте.
В-четвертых, был изготовлен парашют из плёнки и ниток, а в качестве груза была подобрана пластиковая кукла, имеющая малые размеры и достаточный вес, чтобы уверенно раскрыть парашют.
В-пятых, Была проверена работоспособность механизма спуска в условиях кабинета, отрегулирован ход двери для её полного открывания в полёте и достаточного закрывания при обратном ходе.
В-шестых, проведены успешные полётные испытания с десантированием парашютиста.
Последовательность работы:
Перед началом работы над проектом пришлось снять с модели крыло, аккумулятор, двигатель с регулятором скорости, приемник радиосигнала и шасси. Первым делом в правом борту модели был прорезан проем для выхода спускаемого груза. Для закрывания проема в полёте изготовил из фанеры толщиной 1.5 мм полотно двери, перекрывающее проем на 5мм с каждой стороны, а для присоединения тяги вклеил кабанчик из такой же фанеры. С внутренней стороны к полотну приклеил изогнутую полоску из пеноплекса толщиной 3 мм, образующую обойму, в которой будет располагаться спускаемый груз и уложенный парашют. Дверь закрепил к борту модели на петлях из армированного скотча. Сервомашинка привода двери установлена сразу за передним шпангоутом грузового отсека, закреплена к борту модели с внутренней стороны на монтажную двухстороннюю ленту и усилена армированным скотчем. По месту установлена тяга привода двери из проволоки ОВС диаметром 2мм. Изменяя длину тяги и место крепления сервомашинки, положение качалки, добиваемся полного открытия двери для беспрепятственного выхода груза с парашютом и полного плотного закрытия двери при обратном ходе качалки. Проверяем работу привода на холостом ходу, чтобы убедиться в его работоспособности, после чего устанавливаем на модель двигатель с регулятором, шасси, в свободном левом заднем углу монтируем приемник радиосигнала, прокладываем провода от рулевых машинок, проверяем работу всей радиоаппаратуры после реконструкции. Управление дверью выводим на правую «крутилку» пульта для удобства управления. Вращеним ручки вправо до упора дверь открывается, а при обратном ходе дверь закрывается, при этом левая рука пилота находится на стике газа и руля направления модели. Подключаем и устанавливаем крыло, затем открываем дверь, закладываем сложенный парашют и груз, закрываем дверь. Теперь модель готова к испытаниям. Сначала проверил спуск груза в кабинете, но парашют не успевал раскрыться из-за малой высоты, хотя работа механизма оказалась надёжной. Лётные испытания в поле показали четкую работу механизма, но парашют иногда задерживался в обойме, поэтому пришлось увеличить вес груза, что привело к увеличению скорости его снижения, что в данном случае не критично.
Результаты работы:
В результате работы над моим проектом разработан вполне работоспособный механизм для спуска груза с авиамодели в полёте по команде с пульта радиоуправления. Для создания механизма использованы обычные, не являющиеся дефицитными, общедоступные компоненты. Работа механизма показала его надёжность, простоту изготовления, несложность в использовании, при этом достигается и зрительский интерес. Эта небольшая доработка обычной модели-тренера существенно повышает интерес к ней при постройке, пилотировании и наблюдении за ней в полёте. Отмечу, что, для нашего кружка авиамоделирования это новый проект, который вызвал большой интерес у моделистов и был рекомендован для включения в рабочую программу.
Описание применимости
Такая модель может быть использована, например, для сброса буёв при спасательных операциях в труднодосупных местах или доставки небольших грузов. Наибольшая ценность проекта состоит в том, что удалось создать и проверить в работе механизм сброса груза с модели самолёта в полёте, сделав, тем самым шаг к созданию системы спасения пассажиров самолёта, терпящего бедствие в полёте.
Дальнейшее развитие проекта
Следующим шагом, на мой взгляд, является проверка возможности спуска при помощи парашютной системы всего герметичного салона самолёта с пассажирами, если в процессе полёта возникла аварийная ситуация, при этом самолёт не потерял бы устойчивость и мог продолжать полёт! Несомненно, нет ничего ценнее спасённой человеческой жизни!

Информация предоставлена участником конкурса. Организаторы конкурса не несут ответственности за содержание информации о проекте.

← К списку проектов




Список всех проектов финального этапа с датами защиты

 

© Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи НТТМ

E-mail: info@konkurs-nttm.ru